bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Новые правила заполнения накладных: риск и ответственность

25.01.2021

Новые правила заполнения накладных: риск и ответственность

С текущего года в России вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом. В документ был внесен ряд изменений, направленных прежде всего на подготовку к масштабному внедрению электронного документооборота. Теперь транспортные накладные, заказ-наряды и сопроводительные ведомости могут быть оформлены как в бумажном, так и в электронном виде. Обмен ими и подписание также может осуществляться в системах электронного документооборота, с использованием электронных подписей. Новая форма транспортной накладной превратила экспедиторов в грузоотправителей. Перевозчики опасаются возможных рисков и ждут разъяснений.

Новшества вызвали неразбериху, с последствиями которой уже столкнулись многие предприниматели. Регламентированы обязательные требования к составлению заявки на грузоперевозки и порядок переадресовки грузов при использовании электронных документов. Обновилась форма транспортной накладной: в ней появилось новое поле «Клиент», куда вписываются данные о заказчике перевозки, а в графу «Грузоотправитель» добавлено отдельное поле, где можно сделать отметку, когда перевозку выполняет экспедитор (если документ заполняет экспедитор, то она должна быть внесена в обязательном порядке).

– Экспедитор в соответствии с новой формой накладной отнесен к грузоотправителям, а ранее указывался как перевозчик, – цитирует «КоммерсантЪ» управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта. – Соответственно, в случае нарушений при заполнении документа ответственность на экспедитора может быть наложена именно как на отправителя груза, что существенно повышает для него риски, в том числе и привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства.

В сделках с большим количеством участников отразить их всех в документе невозможно. В таком случае договоры будут единственным документом, подтверждающим выполнение услуги, что чревато налоговыми рисками. Часть крупных грузоотправителей уже предъявляют новые требования к оформлению документации, но, скорее, пока в формате диалога и консультаций по правилам заполнения, так как у рынка в целом нет финальной четкой картины.

Потенциальные риски для отрасли довольно велики. Изменения могут привести к сокращению количества участников сделки, что в некоторых случаях вызовет большие затруднения. У ритейлеров и компаний, занимающихся интернет-торговлей, иногда возникает необходимость отправить груз оперативно, через несколько часов после его появления на складе. И если заказчик перевозки сотрудничает лишь с ограниченным числом крупных перевозчиков, велика вероятность, что нужной машины в нужном месте и в нужное время попросту не окажется. В таких случаях грузоотправители нередко прибегают к помощи экспедиционных компаний, которые берут поиски транспорта на себя, но теперь это может быть затруднительно.

  • В базовом варианте транспортная компания может привлечь на подряд только собственника транспорта, что не всегда возможно.

Из-за новой формулировки «лицо, от которого забирается груз» возрастают риски участников сделки, касающиеся сохранности груза. Кроме того, возникает вероятность переквалификации услуги со стороны Федеральной налоговой службы России, что может привести к незачету расходной части.

Поставить точку в этом вопросе смогут лишь официальные разъяснения от Минтранса, Минфина или ФНС России.

« »

Читайте также