bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Перестановка мест слагаемых

07.06.2023

Перестановка мест слагаемых

Международные автомобильные перевозки грузов пребывают в состоянии турбулентности: условия работы под беспрецедентным санкционным давлением неординарны. С одной стороны, сложно прогнозировать ситуацию, с другой, требуется поиск новых путей и возможностей для продолжения деятельности. Таковым был лейтмотив общего собрания членов Ассоциации «БАМАП», на котором подведены промежуточные итоги, обсуждены «узкие» места текущего момента, сформированы приоритеты и задачи на перспективу.

  • Если оценивать положение дел в целом и кратко, то национальный сектор международных автомобильных перевозок грузов выстоял в непростых для себя условиях, адаптировался к изменениям, сохранил профессиональные коллективы и сегодня продолжает работать. Минимизировать потери при санкционном давлении во многом удалось благодаря вниманию со стороны государства к проблемам этой сферы деятельности и оперативно принимавшимся решениям по диверсификации направлений торговли и переориентации логистических схем.

В диалоге с участниками рынка и во взаимодействии с органами госуправления Ассоциация «БАМАП» вырабатывала меры по противодействию санкциям, снижению их негативного влияния, созданию условий для обеспечения экономической стабильности предприятий и возможностей для продолжения ими своей деятельности. Отправной точкой стало инициированное перевозчиками решение правительства о введении ответных ограничений – организация перегрузки и перецепки в специально установленных местах, что позволило отечественным транспортным компаниям продолжить работу с европейскими грузами.

Особое внимание было уделено поиску способов поддержки микро- и малых предприятий. Это – основная категория международных автоперевозчиков в Беларуси и наиболее уязвимая. По результатам выездов на места анализировались существующие проблемы, а имеющийся опыт противостояния санкциям, реализации принципов социальной ответственности и сохранения трудовых коллективов ретранслировался другим участникам рынка.

Еще одним важным направлением стало максимальное вовлечение автотранспортников в доставку экспортной и импортной продукции для отечественных производителей. Проведен ряд встреч на крупных промышленных предприятиях. Диалоговые площадки позволили перевозчикам и экспортерам лучше понять интересы друг друга, наладить деловые связи для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

На государственном уровне принято 24 нормативных акта, инициированных «БАМАП». Разработка или изменение норм, которые они содержат, способствовали совершенствованию условий деятельности белорусских международных автоперевозчиков. В связи с освоением новых маршрутов и направлений доставок ассоциацией во взаимодействии с Минтрансом активно прорабатывались вопросы увеличения количества разрешений для проезда по территориям государств в восточном и южном направлениях. Как результат, по девяти странам (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан, Турция, Узбекистан) получены дополнительные квоты в общем количестве более 22 тысяч. По сути, кроме «дозволов» Турции (тип С) и Казахстана («в/из третьих стран») спрос на иностранные разрешения удовлетворен в полной мере.

Важным стало принятое решение о применении ставки НДС в размере 0% за услуги по международной доставке грузов последовательно несколькими перевозчиками, оказанные белорусским резидентом в той части маршрута, которая начинается и заканчивается на территории республики.

Международные автоперевозчики в значительной мере находятся в зависимости от внешнеторговых связей. Совместно с партнерами по ЕАЭС путем заключения соглашений о свободной торговле расширяется доступ на рынки стран «дальней дуги» – Азии, Африки: здесь открываются возможности для выполнения мультимодальных перевозок с участием автотранспорта. Несмотря на невысокую маржинальность отдельных направлений (в частности, двусторонних доставок в/из России), транспортные предприятия, снижая затраты и повышая оборачиваемость своего подвижного состава, работают с положительной рентабельностью и прибылью.

Способствовать росту перевозок должно снятие барьеров, имеющих место в странах ЕАЭС. Так, Беларусь и Россия при поддержке ЕЭК запустили пилотный проект по использованию электронных навигационных пломб при доставках белорусских лесоматериалов на экспорт. В перспективе станет возможным осуществление каботажа по территории РФ. Благодаря договоренностям Минтранса нашей страны с казахстанскими коллегами вступило в силу разрешение по перегрузке/перецепке грузов третьих стран. Оно будет действовать до 1 января 2024 года. Продолжается работа над проектом соглашения между правительствами Беларуси и России о международном автомобильном сообщении, предполагающего поэтапную либерализацию перевозок «в/из третьих стран».

С ростом товарооборота важнейшим перспективным направлением в восточном векторе для Беларуси становится Китай. В настоящее время транспортное ведомство ведет переговоры об увеличении китайской стороной квоты разрешений.

В условиях глобальной трансформации логистики особое значение приобрел международный транспортный коридор «Север – Юг». Пока сроки доставки и простои в ожидании пересечения границ здесь чрезмерно велики из-за неготовности пограничной инфраструктуры к обработке увеличившихся товаропотоков. Заинтересованные стороны уже сформировали базу инвестпроектов по данному направлению, намечены источники финансовых средств для инфраструктурного развития.

Положительные изменения ожидаются в направлении Грузии и Азербайджана. После завершения модернизации пропускная способность МАПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе увеличится до 1500 грузовых автомобилей в сутки, а погранперехода «Яраг – Казмаляр» на российско-азербайджанском участке – до 1400 (почти в три раза).

Кроме того, ЕЭК прорабатывает планы по созданию зон свободной торговли с Ираном, Египтом, Индией, Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами, Индонезией. Эти направления создают предпосылки для дальнейшего наращивания мультимодальных доставок с более широким использованием контейнерного парка.

Программой дальнейших действий предусматриваются совершенствование ведения автотранспортными предприятиями хозяйственной деятельности и новых направлений перевозок и логистики, инвестирование в основной капитал и инновационное развитие компаний, увеличение экспорта услуг, упрощение доступа к рынкам. При этом бизнесу требуется поддержка государства по таким ключевым вопросам, как отмена разрешительной системы перевозок грузов третьих стран с территории Беларуси в Россию и в обратном направлении, увеличение квоты «дозволов» Китая, стран Азии и Закавказья. Насущными остаются вопросы выполнения перевозок по территории РФ экспортируемых из Беларуси пиломатериалов, совершенствования дорожной и трансграничной инфраструктуры на основных направлениях грузопотоков, цифровизации транспортно-сопроводительных документов и признания ЭЦП в ЕАЭС, обновления парка. Эти и другие предложения вошли в план совместных действий Минтранса и Ассоциации «БАМАП» на текущий год.

«Транспортный вестник»

« »

Читайте также