bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Перевезли планету всю

08.04.2020

Перевезли планету всю

29 июня Минскому метрополитену исполнится 36 лет. В этот день в 1984 году было открыто и организовано по графику движение электропоездов столичной подземки. За все время перевезено почти 7,5 млрд пассажиров, что сопоставимо с численностью населения планеты. С момента пуска и по настоящее время метро белорусской столицы прошло большой путь развития. Государственное предприятие «Минский метрополитен» динамично и эффективно движется вперед, модернизируя производственные процессы и делая все необходимое для удобства и комфорта пассажиров.

ИЗ ИСТОРИИ

  • Строительство столичной подземки длилось семь лет, начиная с 1977 года. Минск расположен на Белорусской гряде, на 200 метров в глубину состоящей из отложений ледниковых формаций. Водонасыщенные грунты с преобладанием песков и гравийно-галечных смесей не позволяли строить метро глубокого заложения без применения дорогостоящего водопонижения и искусственного замораживания.
  • Возведение Минского метрополитена было объявлено ударной комсомольско-молодежной стройкой республиканского значения. Кадрами помогли Москва, Киев, Ленинград, Харьков, Ташкент, Баку, Ереван. Оборудование и материалы поставляли все союзные республики. К примеру, гранит и мрамор для облицовки станций поступали из Узбекистана, Украины, Грузии, Кыргызстана и России.
  • Первый пусковой участок планировалось сдать в эксплуатацию к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне – 9 мая 1985 года. В итоге удалось справиться почти на год раньше, к другой круглой дате – 40-летию освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.
  • Официальное открытие метрополитена состоялось 29 июня 1984 года. В этот день столичная подземка приняла первых пассажиров.
  • 26 декабря 1986-го был сдан в эксплуатацию второй участок первой линии протяженностью 1,75 километра. Спустя четыре года началось регулярное движение поездов по второй линии от «Тракторного завода» до «Фрунзенской».
  • В июне 1995-го приняли пассажиров новые станции – «Пушкинская» и «Молодежная», в ноябре 1997-го – «Партизанская» и «Автозаводская», в сентябре 2001-го – «Могилевская», в ноябре 2005-го – «Спортивная», «Кунцевщина» и «Каменная Горка», в ноябре 2007-го – «Борисовский тракт» и «Уручье». В 2012 году количество станций первой линии возросло до 14 – открылись «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина», а в 2014-м – «Малиновка».

Оплата – бесконтактно

Главная подземная транспортная артерия белорусской столицы – в постоянном развитии: проводится работа по модернизации и совершенствованию производственных процессов, созданию более комфортных условий для пассажиров и обеспечению их безопасности. Предприятие одним из первых в СНГ освоило капитальный ремонт электропоездов на собственной базе – в электродепо «Могилевское». Это позволяет экономить значительные финансовые средства, сокращает сроки ремонта состава на предприятиях, расположенных за пределами Беларуси.

Минск стал третьим после Лондона и Ванкувера городом в мире, где в метро одновременно появилась возможность на турникетах всех станций оплачивать проезд бесконтактной банковской картой или другими считывающими устройствами, поддерживающими как международные, так и белорусские национальные платежные системы. В таком формате оборудование заработало два года назад.

Для оплаты проезда в метро можно также использовать планшеты, смартфоны, айфоны, смарт-часы, брелоки с технологией NFC, которая совместима с существующей инфраструктурой по приему бесконтактных карт.

В 2019 году пассажиры подземки более 19,6 млн раз воспользовались бесконтактными банковскими картами, что составило свыше 6% всех способов оплаты проезда в метро.

Безбарьерная среда

В метро созданы необходимые условия для проезда инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями. Все станции участков продления первой и второй линий оборудованы лифтами. На ряде станций используется смешанная схема с лифтами в уровнях платформы и кассового зала, наклонными лестничными подъемниками с перехода в уровень наземной поверхности.

Минским метрополитеном разработана детализированная схема оснащения всех станций элементами безбарьерной среды. Интернет-карта размещена на сайте предприятия metropoliten.by. В дополнениях к схеме можно ознакомиться с условиями пользования метрополитеном физически ослабленными людьми, а также порядком перемещения, например, инвалида-колясочника от подземного перехода до поезда. Теперь пассажиры с ограниченными возможностями могут не только заранее спланировать свою поездку в метро, но и воспользоваться услугами метрополитена по факту своего прибытия к станции.

Первые элементы безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц в Минском метрополитене появились в 2001 году, с вводом в постоянную эксплуатацию станции «Могилевская». Она была оборудована четырьмя лифтами и локальной системой диспетчеризации лифтов с видеонаблюдением.

В настоящее время в метро эксплуатируются 24 лифта, 22 подъемные платформы с наклонным и вертикальным перемещением, 15 гусеничных лестничных подъемников типа SHERPA. Выполнены работы по устройству контрастных рельефных ограничительных линий вдоль края платформ, оборудованию станций метрополитена речевыми информаторами для инвалидов по зрению, удлинению поручней до нормативной длины на лестничных сходах.

Для дальнейшего формирования безбарьерной среды реализуются мероприятия по замене входных и выходных групп дверей типа «Метро» и линеек турникетов с устройствами расширенного прохода.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • Минским метрополитеном за 2019 год перевезено почти 294 млн человек – на 10 млн 362 тысячи больше, чем в 2018-м. Это лучший показатель прироста за последние пять лет.
  • Сегодня метро играет ключевую роль в транспортной инфраструктуре белорусской столицы. Его удельный вес в городских перевозках коммунальным пассажирским транспортом составляет 38% и является наибольшим среди прочих видов. Среднесуточная перевозка превышает 800 тысяч пассажиров.
  • В состав предприятия входят 30 структурных подразделений, общая численность работников – 4792 человека.
  • Минский метрополитен насчитывает 29 станций с 51 вестибюлем, в том числе 9 станций с 31 эскалатором и 12 – с путевым развитием. В инвентарном парке – 361 вагон, который сформирован в 72 состава.
  • Эксплуатационная длина пути столичной подземки составляет почти 37,3 километра в двухпутном исчислении, общая однопутная длина с тупиками и путевым развитием депо – около 106 километров.
  • По объемам перевозок метро в Минске занимает четвертое место среди 16 метрополитенов бывшего Советского Союза, уступая только Москве, Санкт-Петербургу и Киеву.
  • Предприятие активно и плодотворно работает в составе Международной ассоциации «Метро». Кроме Беларуси содружество объединяет метрополитены России, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана и Чехии.

С ориентиром на четвертую линию

Активная работа ведется по развитию Минского метрополитена. Важной задачей в текущем году является ввод в постоянную эксплуатацию первого участка третьей линии. Он состоит из четырех станций: «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича», «Юбилейная». На участке будет применено сложное технологическое оборудование, ранее не эксплуатировавшееся в метро, в частности, система автоведения электропоездов, автоматические платформенные ограждения, микропроцессорные устройства электрической централизации и другое.

Третья линия пройдет через центр столицы и соединит микрорайоны Зеленый Луг и Курасовщина. В центре города будет создан транспортный треугольник с вершинами в пересадочных узлах на станциях «Октябрьская» – «Купаловская», «Площадь Ленина» – «Вокзальная» и «Фрунзенская» – «Юбилейная». Ввод станции «Вокзальная» на Южной привокзальной площади положит начало формированию крупнейшего городского транспортно-пересадочного узла, где будут задействованы все виды железнодорожного и автомобильного транспорта.

Важнейшее новшество – внедрение новой виброзащитной системы верхнего строения пути. Отличительная черта всей третьей линии – установка по краям платформ специальных барьеров безопасности из закаленного стекла для предупреждения несчастных случаев с пассажирами. Особое внимание будет уделено созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения. На станциях и в переходах предусмотрены лифты.

В перспективе планируется, что Минский метрополитен будет включать в себя четыре линии общей протяженностью около 70 километров. Расстояние четвертой, на которой разместятся 12 станций, составит 20 километров. Трасса частично дублирует второе автотранспортное городское кольцо, предусматривает пересадки на станции первых трех линий и выходит в микрорайон Чижовка юго-восточным участком. За МКАД, в районе улицы Ташкентской, планируется разместить электродепо. Линия сформирует транспортно-пересадочные узлы на автовокзале «Восточный» и станции пригородных поездов «Тракторный завод». Это даст возможность окончательно разгрузить пересадочный узел между первой и второй линиями.

По мнению специалистов ОАО «Минскметропроект», было бы целесообразно предусмотреть перспективу создания на базе четвертой линии метро полноценной кольцевой линии. В этом случае пассажиропотоки впервые будут формироваться по дугам кольца, соответствующим исторической радиально-кольцевой структуре города, а не по радиусам, как в предыдущих проектах. Это позволит связать все виды транспорта в единую сеть и сформировать дополнительные транспортно-пересадочные узлы: «Минск-Южный», «Масюковщина», «Столичный», «Минск-Сити» и «Тракторный завод».

Европейский уровень составов

В январе 2017 года государственное предприятие «Минский метрополитен» и ЗАО «Штадлер Минск» подписали договор на поставку десяти поездов метро для белорусской столицы: 6 четырехвагонных и 4 пятивагонных составов. Часть из них уже приняты в эксплуатацию.

Кузов вагона нового поезда представляет собой цельнометаллическую несущую конструкцию из алюминиевых сплавов со сроком службы 50 лет. В конструкции заложено применение звукопоглощающих материалов, позволяющих снизить уровень шума как в пассажирском салоне, так и на рабочем месте машиниста.

В головных вагонах в непосредственной близости от входной двери оборудована зона для перевозки лиц с ограниченными возможностями, а также предусмотрены дополнительные откидные сиденья. Для связи с машинистом в зонах для людей с ограниченными возможностями и переходах на удобной высоте размещены устройства связи «пассажир – машинист».

Необходимую обзорность машинисту обеспечивают установленные на кузове головного вагона цифровые камеры наружного видеонаблюдения. Имеются камеры и в салоне каждого вагона, где также есть места для подзарядки электронных девайсов: мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и так далее. Пассажирский салон и просторная кабина машиниста оборудованы системой кондиционирования воздуха.

Для обеспечения контроля и безопасности движения, снижения расхода электроэнергии и сокращения интервалов движения электропоезда оборудованы системой автоведения. Основные ее функции заключаются в соблюдении графика движения поездов и автоматической остановке поезда на станциях, оборудованных платформенными ограждениями.

Головные вагоны новых электропоездов оборудованы откидными телескопическими трапами для быстрой и безопасной эвакуации пассажиров в чрезвычайных ситуациях.

  • В напряженной жизни современного мегаполиса очевидна огромная роль метро как наиболее надежного и ритмично функционирующего городского перевозчика. Минский метрополитен работает стабильно, качественно выполняя все возложенные на него задачи, и динамично развивается.

Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена

Журнал «Транспорт & Транзит»

Схема линий генерального плана развития Минского метрополитена до 2050 года доступна по ссылке https://yadi.sk/i/N5UZtHbY9K-W8A

« »

Читайте также