bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Последствия необратимы

12.05.2020

Последствия необратимы

Отрасль автомобильных перевозок оказалась одним из наиболее пострадавших секторов в условиях распространения коронавируса. По экспертным данным, ограничения на фоне пандемии вкупе с проблемами в экономике приведут к общему спаду объема автоперевозок в среднем по рынку на треть. Причем это касается и международного, и внутрироссийского сегмента. По информации на конец апреля, сокращение интенсивности использования автотранспортной техники уже отмечалось в среднем на 10–15 %. При этом перевозки сборных грузов особенно «просели» – на 30 % к марту прошлого года и на 40 % – в апреле по сравнению с тем же периодом год назад (по предварительным данным). Такую информацию, в частности, приводил Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики.

Международным перевозчикам довелось столкнуться с серьезными препятствиями – от проверок на дорогах до закрытия границ для грузового автотранспорта. Водителям пришлось ехать в обход «закрытых» стран, что создавало пробки на приграничных территориях. Кроме того, общий объем перевозок снизился из-за остановки работы многих отраслей и падения покупательского спроса.

На европейских направлениях для организации транзитных перевозок страны Евросоюза выделяли отдельные маршруты, снабженные необходимой инфраструктурой. В конце апреля сохранялась проблема с задержками на некоторых европейских границах в связи с ужесточением мер безопасности в условиях пандемии.

Участники рынка свидетельствуют, что после закрытия странами Евросоюза своих границ время прохождения грузового транспорта через пункты пропуска и транзита в среднем выросло от двух до четырех дней.

Закрытие границ с европейскими странами перераспределило транспортные потоки. Кроме того, ситуация привела к поиску новых поставщиков некоторых товаров, увеличению сроков и изменению графика поставок. В связи с этим возник риск роста стоимости оказания услуг. Ряд перевозчиков уже отметили рост цены услуги по транспортировке грузов – в большей степени это коснулось грузов из Италии. Впрочем, стихийно возникающие границы между странами ЕС, сначала спровоцировали скачок цен на автоперевозки в середине марта, однако затем последовало снижение ставок из-за нехватки предложения.

Не на всех направлениях есть сложности и обобщать, конечно, нельзя. Ситуации сильно отличаются в разных отраслях и странах. Появились границы там, где их не было, есть государства, в которые въезд сильно ограничен, а в некоторых не произошло никаких изменений. Но если говорить в целом, то общее количество перевозок за несколько месяцев уменьшились.

Если подробнее говорить о факторе экономической активности, то перевозчики приводят разные данные на эту тему. Спрос на услуги доставки грузов по ряду направлений даже вырос. Особенно это касается продуктов питания и товаров первой необходимости. Стабильным остается спрос на грузы сельскохозяйственного назначения.

По данным ассоциации «Грузавтотранс», с начала введения режима самоизоляции на конец апреля сокращение объемов перевозок продуктов питания составило 10‑15 %, а непродовольственных грузов – 40‑50 %. Грузы по типу стройматериалов, металлоконструкций, бытовой химии упали значительно.

Последствия пандемии вряд ли будут обратимы. Массовые уходы с рынка малого и среднего предпринимательства существенно сократят грузовую базу. Особенно это коснется сборных грузов. Резкое снижение покупательской способности населения повлияет на спрос на логистические услуги. Вынужденные каникулы крупных производственных предприятий остановят выстроенные годами цепочки поставок. Да и для всей экономики – это крупное потрясение, которое совершенно точно оставит ощутимый и долгосрочный след.

В целом же компании ждут окончания периода ограничений для работы предприятий и для сферы перевозок и стабилизации курса валют – после этого, как ожидается, начнется восстановление грузопотока. А пока игроки рынка перестроили (или попытались это сделать) работу для того, чтобы сохранить прежний уровень сервиса для клиентов. В целом же преодолеть кризис легче всего будет компаниям без основных средств, то есть экспедиторам, отмечают эксперты. В любом случае, следует ожидать дальнейшей консолидации рынка перевозок.

« »

Читайте также