bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Страховщики пошли на опережение

26.05.2021

Страховщики пошли на опережение

Экономическая пауза во время локдауна привела к снижению грузоперевозок, замедлению торговли, что стало причиной резкого падения премий по транспортному страхованию грузов. По экспертным оценкам, взносы в этом сегменте в апреле–мае прошлого года упали более чем на треть. Прогнозы были мрачные: минус 50% по итогам 2020 года. Страховщикам, работающим в этом сегменте, было тревожно. Однако по итогам полугодия снижение сбора премий, по данным ЦБ, составило лишь 2,4%. При этом спрос со стороны транспортных компаний на страхование рисков перевозки грузов юридических лиц показывал рост. Как это получилось?

Дело в том, что в период пандемии ряд транспортных компаний, занимающихся FTL-перевозками (с полной загрузкой транспортного средства) вовремя переориентировались с перевозок грузов практически не работающих отраслей на те отрасли, что продолжали работать. Например, с бытовой техники – на продукты питания и фармпрепараты. А поскольку стоимость продуктов питания гораздо ниже, чем бытовой техники, то количество перевозок осталось прежним, а страховые премии заметно уменьшились. Но транспортные компании, которые занимаются перевозками LTL (частичной загрузки) и е-commerce, увеличили объемы перевозок, поскольку все покупки, от продуктов питания и лекарств до одежды, совершались через онлайн-сервисы. А так как большинство компаний этого сегмента страхуют грузы, то получилось, что сборные грузы и е-commerce компенсировали потери по другим направлениям.

Никакой специфики рисков, связанных собственно с пандемией, при страховании грузов нет, не потребовалось расширять списки исключений, вводить какие-либо ноу-хау в страхование.

Но в полный рост встал вопрос об ускоренной цифровой трансформации отрасли, автоматизации всех процессов. Директивное указание «сидеть всем дома», введение удаленного формата работы привели всех к мысли о необходимости создания онлайн-сервисов.

Надо сказать, что страховой рынок в чем-то даже пошел на опережение – активного запроса на онлайн-оформление полиса со стороны страхователей не было, не все оказались готовы к такому обслуживанию, поскольку на удаленке приходилось работать без печатей и электронных подписей. Однако только онлайн-сервисы позволяют работать из любой географической точки.

Приведу такой пример. ВСК вместе с одним крупным маркетплейсом в области грузоперевозок разработали интеграционную платформу – систему электронного страхования грузов, которая позволяет оформить полис за минуту. Он покрывает все основные риски – дорожно-транспортные происшествия, повреждение и утрату груза. Предусмотрена проверка транспортных компаний в нашей службе безопасности, возможность урегулирования убытков в любой стране и на любом континенте, получение выплат в любом регионе России вне зависимости от того, где заключали договор. Главное в том, что платформа дает возможность работать в информационной системе партнера, к которой он привык. Иными словами, все преимущества онлайн-сервиса налицо.

Собственно говоря, это стало ясно раньше, мы еще в 2019 году вступили в Ассоциацию ФинТех (АФТ).

Онлайн-продажами полисов сегодня никого не удивить, крупные компании начинают внедрять роботизацию и технологию распознавания, развивают дистанционные сервисы. Но теперь представители ВСК участвуют в создании новых технологий для страхового бизнеса, кроме того, компания получила доступ к ранее разработанным на площадке АФТ продуктам. Это проекты «Цифровой профиль», «Удаленная идентификация», Система быстрых платежей (СБП), мастерчейн и открытые API (Application programming interface).

Например, недавно ВСК и компания «ТрансКонтейнер» запустили онлайн-страхование грузов, которое позволяет оформить полис почти мгновенно. Это сервис дистанционных продаж iSales, который работает с помощью API-интеграции с информационными системами участников транспортного процесса. API-интеграция в рамках дистанционных продаж выгодна всем сторонам: сокращаются издержки, растет скорость операции, риск ошибок в оформлении минимален. Для клиента это максимально быстрый и удобный цикл – от оформления договора до урегулирования убытков.

ЦБ прогнозирует рост развития сервисов удаленного урегулирования убытков, мы к этому готовы, в том числе технологически. На интеграционной платформе предусмотрен соответствующий функционал, полностью автоматизировано урегулирование в личном кабинете для партнеров, использующих продукт «Поручительство при таможенном транзите». Онлайн-оформление услуги поручительства при таможенном транзите у нас работает давно, за прошлый год оформили более 30 тыс. услуг для наших партнеров. А сейчас активно работаем над развитием интеграционной платформы в части добавления новых услуг и опций с учетом запросов рынка.

Сейчас уже всем стало ясно, что ничего не будет, «как раньше», цифровой инструментарий необходимо расширять повсеместно, и страховая отрасль, считавшаяся в этом отношении одной из самых консервативных, не исключение. Если страховщик хочет оставаться в числе лидеров рынка, технологическая оснащенность – непременное условие для этого.

Вера ГЕЗЕРДАВА, заместитель генерального директора по управлению продажами Страхового дома ВСК

« »

Читайте также