Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Таможенное декларирование в рамках ТК ЕАЭС

17.12.2018

Таможенное декларирование в рамках ТК ЕАЭС

Одним из мотивов пересмотра и замены ТК ТС на ТК ЕАЭС (конечно, их было больше) было уменьшение отсылочных норм к национальному законодательству, посылом служило стремление обеспечить функционирование единого таможенного пространства. И действительно, ряд международных договоров, а именно 16 из 21, при Таможенном союзе вошли в Таможенный кодекс ЕАЭС, но при этом в новом Кодексе ссылок на национальное законодательство не уменьшилось, а увеличилось почти в два раза.

Регуляторы говорят, что это ссылки технического и организационного характера, поскольку каждое правительство обеспечивает организацию работы своих таможенных служб самостоятельно, а вот принципиальные подходы сформированы в Кодексе. То есть, по словам регуляторов, увеличение количества отсылочных норм произошло вследствие детализации основных вопросов регулирования, и сейчас ведется постоянная работа по распределению полномочий между Союзом и национальными государственными органами, да и тенденция по уменьшению этих самых отсылочных норм будет сохраняться.

Полномочия по совершенствованию таможенного законодательства для достижения общих целей Союза будут постепенно делегироваться на уровень ЕЭК. Делается это, в первую очередь, для целей сохранения баланса на общем внутреннем рынке Союза, чтобы у правительств стран – участниц Союза не было соблазна устанавливать более льготные правила в отношении своих участников ВЭД, своих товаров, в получении конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками Союза. Для этого в планах ЕЭК на 2019 год стоит проведение мониторинга применения таможенного законодательства в странах Союза, так как у Комиссии есть основания считать, что у каждого из участников Союза существует достаточно творческое применение отсылочных норм, скорее всего в силу недопонимания или неверных подходов к применению таможенного законодательства. И если Комиссией будут выявлены такие факты, то может потребоваться корректировка именно союзного законодательства для целей недопущения неправомерного преимущества в работе какого-либо из государств – участников Союза.

Решения, которые регулируют порядок совершения таможенных операций

Приоритет электронного декларирования: Решения Коллегии ЕЭК от 16.01.2018 №№ 2, 3, 4.

Решения о структуре и формате ДТ и транзитной декларации, о структуре и формате корректировки ДТ, о структуре и формате ДТС. Данными решениями не просто утверждены структуры и форматы вышеназванных документов в электронной форме, ими обеспечивается применение единой структуры и формата ДТ, ДТС, КДТ, КДТС и Транзитной декларации в электронной форме для всех стран – участниц Союза. Здесь речь идет об изменении форматно-логических связей с базами данных, а вот внешний вид документов, может быть, и не претерпит изменений.

ЭД без участия должностных лиц: Решение Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2017 г. № 188 «О некоторых вопросах, связанных с выпуском товаров».

Решением утвержден Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров в автоматическом режиме и с участием товаров до подачи таможенной декларации, отказом в выпуске товаров, а также порядок совершения операций, связанных с аннулированием выпуска товаров, оформлением решений о приостановлении срока выпуска товаров, продлении срока такого приостановления и об их отмене, а также об уведомлении о принятии таких решений. Внесены изменения в Решение № 257 (Инструкция по заполнению ДТ) и в Решение № 289 (Инструкция по заполнению транзитной декларации). В частности, уточнен порядок заполнения граф ДТ должностным лицом. Установлено, что в графе «C» основного и добавочного листов ДТ указываются в числе прочего сведения о приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, о продлении срока приостановления срока выпуска товаров, об отмене приостановления срока выпуска таких товаров в соответствии с классификатором решений, принимаемых таможенными органами.

Государственным органам стран – участниц ЕАЭС рекомендовано в течение 1 года после вступления Решения № 188 в силу доработать информационные системы таможенных органов своих государств, в том числе обеспечить возможность направления таможенным органом декларанту, лицу, которое будет выступать декларантом, товаров при подаче декларации на товары, либо таможенному представителю посредством информационной системы таможенного органа электронных документов с результатами совершения таким органом таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров. Предусматривается, что в течение 1 года после вступления настоящего Решения в силу допускается вместо электронных документов с результатами совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, отказом в выпуске товаров и аннулированием выпуска товаров, направлять посредством информационной системы таможенного органа сведения о них в электронной форме или на бумажном носителе.

Выпуск товаров до по подачи ДТ: Решение Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 171 «О заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары».

Данным Решением утверждены форма заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары; порядок заполнения заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, который определяет правила заполнения заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в виде электронного документа и документа на бумажном носителе; порядок регистрации или отказа в регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, который определяет правила регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

Выпуск товаров до по подачи ДТ: Решение Коллегии ЕЭК от 19.12.2017 № 177 «О структуре и формате заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары».

Решением утверждены структура и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары. Установлено, что электронное заявление о выпуске товаров формируется в XML-формате с учетом установленных требований. Структура заявления о выпуске товаров приводится в табличной форме с указанием:

общих сведений о структуре заявления о выпуске товаров;

импортируемых пространств имен (пространств имен, объекты которых используются при проектировании объектов пространства имен структуры заявления о выпуске товаров);

реквизитного состава структуры заявления о выпуске товаров (с учетом уровней иерархии вплоть до простых (атомарных) реквизитов);

сведений о базовых типах данных, используемых в структуре заявления о выпуске товаров;

сведений об общих простых типах данных, используемых в структуре заявления о выпуске товаров;

сведений о прикладных простых типах данных модели данных предметной области «Таможенное администрирование», используемых в структуре заявления о выпуске товаров;

описания заполнения отдельных реквизитов структуры заявления о выпуске товаров.

Особенности декларирования экспресс-грузов: Решение Коллегии ЕЭК от 28.08.2018 № 142 «О таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием декларации на товары».

В данном Решении определена форма ДТ для экспресс-грузов, условия использования такой ДТ, товары, не подпадающие под категорию экспресс-грузов.

Решения, касающееся применения таможенных процедур

Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

Решением определены случаи иного потребления товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

В частности, такими случаями являются:

– потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, осуществляемое резидентом (участником, субъектом) свободной (специальной, особой) экономической зоны (далее — СЭЗ) при создании на территории СЭЗ объектов недвижимости в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы), которые становятся составной и неотъемлемой частью таких объектов. В этом случае такие товары считаются потребленными, если объекты недвижимости, при создании которых они использованы, введены в эксплуатацию и зарегистрированы на праве собственности за резидентом (участником, субъектом) СЭЗ в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС, а если это установлено законодательством государств-членов, – и эксплуатировались таким резидентом (участником, субъектом) СЭЗ не менее срока, установленного законодательством государств-членов;

– потребление товаров при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Потребление товаров при эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и используемых на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. В этом случае такие товары считаются потребленными, если они полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций.

Потребление товаров, осуществляемое резидентом (участником, субъектом) СЭЗ при проведении на территории СЭЗ исследований, испытаний, тестирований, проверок, опытов или экспериментов в целях реализации соглашения (договора) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы). В этом случае такие товары считаются потребленными, если они полностью уничтожены, использованы без остатка при совершении указанных операций.

Решением установлен перечень условий вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории свободной (специальной, особой) экономической зоны без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, и определен порядок завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случаях иного потребления товаров, чем предусмотренное подпунктом 4 пункта 1 статьи 205 ТК ЕАЭС (операции по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), ремонту или техническому обслуживанию товаров, в том числе при совершении которых иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, участвуют или содействуют изготовлению (получению) товаров, даже если такие иностранные товары полностью или частично расходуются (потребляются) в процессе изготовления (получения) товаров и (или) не содержатся в товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее в настоящей главе – операции по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны). К иностранным товарам, которые участвуют или содействуют изготовлению (получению) товаров при совершении операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не относятся товары, являющиеся вспомогательными средствами в технологическом процессе, например, оборудование, станки, приспособления), а также перечень территорий государств – членов ЕАЭС, на которые из свободных (специальных, особых) экономических зон допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для собственных производственных и технологических нужд.

Решение Коллегии ЕЭК от 13.12.2017 № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита».

Решением установлены:

Порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на осуществление разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами Евразийского экономического союза, перевозимыми (транспортируемыми) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, на территориях государств, не являющихся членами Союза, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций.

Порядок совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита.

Решением также установлено, что в отношении товаров Союза, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, транспортируемых с одной части территории ЕАЭС на другую часть территории Союза через территории третьих стран или морем при осуществлении их перевалки, предельный срок перевозки таких товаров от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения, не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тысячи километров за 3 месяца.

Чуть ранее Решением № 138 от 07.11.2017 были определены особенности применения таможенной процедуры транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде. В Решении говорится о том, что процедура таможенного транзита применяется с учетом того, что разобранный товар может декларироваться путем подачи нескольких транзитных деклараций в отношении компонентов этого товара, которые указаны в качестве таких компонентов в предварительном решении о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, либо в решении о классификации товара с указанием кода в соответствии с товарной номенклатурой, соответствующего коду разобранного товара в комплектном или завершенном виде, указанному в соответствующем предварительном решении о классификации или решении о классификации. Таможенное декларирование компонентов осуществляется в течение срока действия предварительного решения о классификации либо решения о классификации.

Эксперты считают, что существуют проблемы применения данного Решения, поскольку сложилась некоторая негативная практика. Приграничные таможенные органы стали требовать предоставления классификационных решений в случаях:

– одновременного предъявления на границе всех компонентов товара, ввозимого на разных транспортных средствах;

– ввоза товара в разобранном виде, находящегося в одном транспортном средстве;

– ввоза товара через территорию одной страны-участницы Союза (например, при оформлении транзита с Балтийской таможни до внутреннего таможенного органа).

Касательно применения этого Решения есть разъяснения ЕЭК, которые четко оговаривают, что решением не предусмотрена необходимость обязательного использования и предоставления классификационных решений.

Требование таможенного органа о предоставлении классификационных решений правомерно только в случае, когда в отношении компонентов разобранного товара применяется код ТН ВЭД готового изделия.

Данное решение не применяется: при перевозках по территории одного государства-члена Союза и при одномоментном помещении компонентов разобранного товара под транзит по одной транзитной декларации. (в этих случаях, в уведомлении о прибытии достаточно указывать код на уровне 6 первых знаков).

Решения по классификации и таможенной стоимости

Принято много решений, касающихся вопросов классификации товаров и таможенной стоимости. В частности, Решением № 10 от 23.01.2018 изменен порядок принятия Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров (изменения внесены в Решение Коллегии ЕЭК № 284 от 02.12.2013). таким образом, теперь Комиссия принимает решение о классификации по собственной инициативе в случае, если ею была выявлена различная классификация товаров в классификационных решениях таможенных органов государств – членах Союза.

Решением № 58 от 17.04.2018 утверждена форма предварительного решения о классификации товаров.

Решением № 103 от 19.06.2018 утвержден новый Порядок отложенного определения таможенной стоимости, который определяет случаи отложенного определения таможенной стоимости; особенности применения 1-го метода определения таможенной стоимости при использовании отложенного определения таможенной стоимости; срок, на который допускается отложить заявление точной величины таможенной стоимости; описаны особенности таможенного контроля предварительной величины таможенной стоимости товаров и точной величины таможенной стоимости товаров.

Решением № 160 от 16.10.2018 установлены случаи, при которых заполняется декларация таможенной стоимости, и утверждены формы ДТС-1 и ДТС-2, а также порядок заполнения декларации таможенной стоимости в виде электронного документа и в виде документа на бумажном носителе. Декларация таможенной стоимости заполняется, если:

– существует взаимосвязь между продавцом и покупателем товаров, а таможенная стоимость определена по методу 1;

– добавляются лицензионные и иные подобные платежи;

– применяется процедура отложенного определения таможенной стоимости товаров;

– внесены изменения (дополнения) в сведения о таможенной стоимости товаров (за исключением технических ошибок);

– по требованию таможенного органа (при проведении таможенного контроля ТС и запросе коммерческих, бухгалтерских и др. документов);

– по инициативе декларанта.

Немногим ранее, Решением № 83 от 22.05.2018 были определены единые правила расчета дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров.

Решения по стране происхождения товаров

Решением Совета ЕЭК № 60 от 14.06.2018 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. В этом решении даны определения понятий, используемых в Решении, критерии и особенности определения происхождения товаров, перечислены условия предоставления преференций и как подтверждаются запрошенные преференции. Документ вступит в силу 16 января 2019 года.

Решением Совета ЕЭК № 49 от 13.07.2018 утверждены не преференциальные правила происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза. Это решение вступает в силу уже 12 января 2019 года.

Уполномоченный экономический оператор

Очень много сделано по институту Уполномоченного экономического оператора (УЭО):

Утверждена форма и порядок заполнения заявления на включение в реестр УЭО (Решение Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 128).

Утверждена форма свидетельства о включении в реестр УЭО (Решение Коллегии ЕЭК от 26.09.2017 № 129).

Утверждена форма реестра УЭО (Решения Коллегии ЕЭК от 19.12. 2017 №№ 186, 187).

Реализованы полномочия Комиссии по условиям включения лица в реестр УЭО:

Установлен порядок определения финансовой устойчивости и значения характеризующее финансовую устойчивость юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО (Решение Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65).

Определены единые требования к сооружениям, помещениям, открытым площадкам, на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, проведение таможенного контроля.

Определены требования к транспортным средствам международной перевозки товаров.

Определены требования к работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО (по последним трем пунктам – Решение Коллегии ЕЭК от 03.10.2017 № 131).

Планы ЕЭК на 2019 – 2020

Также коснемся вопросов, которые планирует Комиссия урегулировать в 2019 – 2020 годах.

В ближайших планах список очень актуальных вопросов, таких как:

– особенности заполнения ДТ при перемещении товаров в несобранном или разобранном, некомплектном или незавершенном виде;

– особенности заполнения декларации в отношении товаров, заявленных к выпуску до подачи ДТ;

– порядок проверки таможенных и иных документов и сведений в отношении декларации на товары, выпуск которых осуществлялся до подачи ДТ;

– форма, структура и порядок заполнения сертификата обеспечения; определить сроки действия сертификата обеспечения и порядок его использования;

– перечни товаров, в отношении которых не применяются отдельные таможенные процедуры: таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории.

– актуализация классификаторов, используемых для заполнения таможенных документов (Переработка Решения КТС от 20.09.2010 № 378);

– определение случаев и порядка использования транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары (переработка Решения КТС от 20.05.2010 № 263);

– принятие и утверждение новой формы декларации на транспортное средство и Порядка ее заполнения.

Комиссия считает, что Решение № 257, а именно Инструкция по заполнению декларации на товары требует концептуальной переработки. Ввиду этого в конце 2019 – в 2020 году планируется принятие и утверждение новой формы и нового порядка заполнения декларации на товары.

Предварительное информирование

1 октября 2018 года должны были вступить в силу четыре Решения Коллегии ЕЭК, утверждающие порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию, однако их вступление в силу новых Порядков перенесено на 1 июля 2019 года.

Решение Коллегии ЕЭК от 10.04.2018 № 51 «Об утверждении Порядка представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом»

Решение Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 56 «Об утверждении Порядка представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом»

Решение Коллегии ЕЭК от 17.04.2018 № 57 «Об утверждении Порядка представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом»

Решение Коллегии ЕЭК от 24.04.2018 № 62 «Об утверждении Порядка представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом»

Как известно, обязательное ПИ у нас начало работать с 2011 года, сначала на автомобильном транспорте, затем на железнодорожном, в 2017 было введено обязательное предварительное информирование для воздушного транспорта. В общем, все уже привыкли и считают это правильным и удобным. Сейчас ПИ может подавать любое заинтересованное лицо, но обычно это делает именно перевозчик. В новых Порядках сведения, передаваемые с целью предварительного информирования, будут состоять из двух блоков. Первый блок – информация «для ввоза» будет подаваться перевозчиком или лицом, действующим по его поручению. Второй блок информации – для ускорения проведения таможенных операций – будет подавать декларант или другое лицо, обладающее полномочиями в отношении ввозимых товаров.

Таким образом, появляются ответственные лица, которые, по всей видимости, уже будут отвечать за предоставленные сведения. Продолжается налаживание информационного взаимодействия различных ведомств государственного контроля. Предварительное информирование – это важно, это часть системы электронной таможни, оно должно обеспечивать скорость и качество совершения таможенных операций, в его успешной реализации мы, как участники ВЭД, должны быть заинтересованы. А время все расставит на свои места. Реализация этих решений по порядку представления, регистрации и использования ПИ скоро начнется.

Татьяна ГРИГОРЬЕВА, эксперт «Альта-Софт»

« »

Читайте также