bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Транзитом через Польшу

15.03.2021

Транзитом через Польшу

Автомобильные перевозки в Польше, без преувеличения, можно считать областью хозяйственной деятельности, участники которой наиболее тщательно контролируются государственными органами, а при обнаружении нарушения – наказываются суровыми денежными штрафами. О том, как не понести незапланированные расходы в рейсе, рассказывает директор транспортно-экспедиционной фирмы TSW-POL Вадим ЛЕБЕДЕВ.

Помимо закона о дорожном движении, объектом регулирования которого является не только грузовой автомобильный транспорт, но и другие транспортные средства, в стране на протяжении почти двадцати лет действует специальный закон – о дорожном транспорте. Им определен порядок контроля деятельности автоперевозчиков и меры ответственности за любые, казалось бы, самые мелкие нарушения. При этом штрафы, к сожалению, периодически увеличиваются: на сегодняшней день, например, штраф за неверно заполненное разрешение вырос с 10 000 до 12 000 злотых.

Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подробно регулирует время работы водителя, буквально с точностью до минуты. Лицам, не связанным с дорожным транспортом, трудно поверить, что надзор над профессиональной деятельностью водителя несоизмеримо более строгий, чем, например, врача или чиновника. Это связано прежде всего с безопасностью на дорогах ЕС.

В Польше контролем грузовых автоперевозок занимаются полиция, пограничная служба, таможня, администрации автодорог. Но главной среди них является транспортная инспекция Польши, задача которой состоит в контроле за осуществлением грузовых автоперевозок и проверке исполнения закона о дорожном транспорте, а также соблюдения режима труда и отдыха водителей.

За почти двадцатилетний период своего существования транспортная инспекция накопила огромный опыт. Кроме того, она обладает различными инструментами, позволяющими обнаружить нарушения, которые еще несколько лет тому назад были недоказуемы. Это особенно касается контроля времени работы водителей. С помощью современных компьютерных программ можно очень быстро проверить данные карты водителя на наличие нарушений в пути следования, причем за предыдущий период в 28 суток.

Среди иностранных международных перевозчиков бытует мнение, что транспортная инспекция относится к ним особенно строго. Это не совсем соответствует действительности. Польские перевозчики могут подвергаться (и подвергаются) за нарушения значительно более высоким штрафам. Так, транспортная инспекция может не только контролировать польского перевозчика на дороге, но и прийти на любое предприятие, чтобы проверить документацию и деятельность фирмы за календарный год. По результатам может быть наложен штраф свыше 30 000 злотых. Его размер зависит от количества водителей, работающих в транспортной компании. Помимо этого, может быть даже отозвана лицензия перевозчика, что влечет за собой полное прекращение деятельности организации.

Тем не менее при проведении контроля транспортных средств на дороге привлечение польских и иностранных перевозчиков к административной ответственности и взимание с них штрафов за нарушения происходит совершенно по-разному. Так, при выявлении нарушения, совершенного польским перевозчиком, в отношении него возбуждается административное производство. Обязанность по уплате штрафа наступает только после его завершения. Оно, кстати, ведется двумя инстанциями с возможностью обжалования решения в административном суде. После завершения контроля, не оплачивая штраф, водитель может продолжить движение по маршруту.

Иностранный перевозчик после завершения контроля и при наличии нарушения должен сразу заплатить залог в размере возможного максимального штрафа. Если водитель не располагает достаточными для уплаты залога финансовыми средствами, транспортное средство за его счет будет отбуксировано или сопровождено на охраняемую стоянку. В случае неуплаты залога в течение месяца транспортное средство может быть продано. Расходы на сопровождение и стоянку не возвращаются. Движение по маршруту для иностранного перевозчика станет возможным только после уплаты залога, расходов по сопровождению транспортного средства и хранению на стоянке. Причем оплата за стоянку седельного тягача и прицепа взимается как за отдельные транспортные средства.

Кроме того, в ходе осуществления дорожного контроля (в случае выявления нарушения) водители могут быть наказаны штрафом в размере до 2000 злотых согласно кодексу об административных правонарушениях. Процедура наложения денежных штрафов является упрощенной. Полицейский или работник инспекции дорожного транспорта оценивает ситуацию и предлагает уплатить штраф. Обвиняемый может не согласиться с этим, и тогда дело должно рассматриваться в судебном порядке.

Гражданин Польши либо лицо, имеющее право на постоянное жительство в стране, при подобных обстоятельствах может продолжить движение. Через какое-то время его вызовут в суд, а там – как сложится. Но если водитель является иностранцем, то он может быть задержан до момента рассмотрения его дела в суде (как правило, на 24 часа). Его автопоезд (за счет перевозчика) будет поставлен на охраняемую стоянку. Но не всегда эта процедура проходит по такому сценарию.

Иногда полицейские или инспекторы дорожного движения вместо задержания изымают паспорт, водительские права и другие документы, связанные с осуществлением перевозки, а водителя аресту не подвергают.

Важно помнить о том, что, соглашаясь на штраф (mandat karny), перевозчик впоследствии не может подать апелляцию об его уменьшении или возврате. Таким образом вопрос решается по упрощенной процедуре. При этом дело об административном правонарушении не возбуждается. Следует также учесть, что максимальный штраф за выявленное нарушение при осуществлении контроля на дорогах Польши не может превышать 12 000 злотых.

Если водитель не владеет польским языком, то в данной ситуации ему лучше отказаться от упрощенной процедуры наложения штрафа.

В моей практике был случай, когда инспектор, обнаружив достаточно много нарушений водителем режима труда и отдыха, предложил ему оплатить штраф за каждое нарушение отдельно, не возбуждая дела об административном нарушении. Таким образом, вместо 12 000 злотых он выписал больше десяти штрафов на сумму около 35 000 злотых, которые невозможно опротестовать.

Если бы водитель отказался от уплаты штрафов, то при рассмотрении в суде ему никогда бы не назначили такое суровое наказание. Ведь в ходе заседания принимается во внимание семейное и материальное положение водителя. Поэтому редко налагаются высокие штрафы. Плюс от принятия такого решения – сумма штрафа будет снижена в разы. Минус – до суда водитель, скорее всего, проведет ночь в полицейском участке.

Перевозчики должны принять во внимание, что во время проведения контрольных действий на дороге работники отдельных служб всегда имеют моральное преимущество над водителем и очень часто стараются оказать на него давление, чтобы тот принял штраф.

Если водитель не ориентируется в польском законодательстве или осуществляет перевозку скоропортящегося груза, то стрессовая ситуация для него усиливается, и он готов заплатить любой штраф, чтобы быстрее уехать с места контроля, не думая о финансовых последствиях для своей компании-перевозчика.

Рассмотрим, какими должны быть действия руководителя компании в данной ситуации. Перед рейсом необходимо проводить с водителем инструктаж по процедуре контроля транспортной инспекцией в Польше. Подбирать водителей, психологически устойчивых к стрессовым ситуациям. Если контрольная служба выявила нарушения, незамедлительно предпринять шаги к внесению залога.

Можно выделить следующие нарушения, за которые польскими контролирующими органами выписывались штрафы:

  1. Ошибки при оформлении в заполнении польского разрешения. В частности, это незаполненные обязательные графы, где не указан, например, вес груза или государственные номера транспортного средства (ТС). Они трактуются инспектором как отсутствие разрешения. Результат – залог/штраф для перевозчика в размере 12 000 злотых, к чему следует добавить оплату полицейского паркинга и сопровождения к паркингу. Дальнейшее движение по маршруту станет возможно только после заполнения другого разрешения. Отсюда возникает необходимость доставить в Польшу новый дозвол. Опротестовать данный штраф и вернуть потраченные средства в этом случае невозможно.
  2. Нарушения режима труда и отдыха водителя. Инспекция дорожного транспорта имеет право контролировать все документы, связанные с перевозкой, и нарушение режима труда и отдыха водителя чаще обнаруживают именно по этим документам, чем по показаниям тахографа.

Перевозчики, которые применяют схему доставки груза двумя водителями (один до границы, второй – за границей), должны знать, что порядок контроля водителей на границе изменился. Теперь недостаточно предоставить «бланк подтверждения деятельности водителя» о его нахождении в отпуске. Если, например, второй водитель сел в машину в Смоленске, а груз – из Нижнего Новгорода, то инспектор требует объяснения и документального подтверждения того, каким образом водитель оказался в Смоленске. Это может быть прописка (если водитель проживает в этом городе), билет на поезд, автобус, на котором он приехал, наличие базы предприятия в Смоленске и прочее. Если его привезли на легковой машине, то водитель должен на распечатке ленты тахографа указать время поездки как другой период нахождения на рабочем месте («конверт»). Кроме того, рекомендуется составлять акт передачи транспортного средства от одного водителя к другому в качестве дополнительного подтверждения. В противном случае возможен штраф за управление транспортным средством с использованием двух карт водителя. Перевозчику надо помнить, что инспектор контролирует водителя, а не транспортное средство.

Рассмотрим, какими должны быть действия водителя при осуществлении контроля транспортной инспекцией Польши. Не паниковать! Не выходить из кабины! Ответственность за происходящее во время контроля лежит на инспекторе. На тахографе установить режим работы («молотки»). По требованию инспектора представлять только те документы, которые он требует. Записать перечень документов, которые водитель передал инспектору для контроля. По требованию инспектора из кабины выходить только в светоотражающем жилете (например, для визуального осмотра транспортного средства). При выявлении нарушения – внесение залога.

Протокол подписывать только тогда, когда знаете язык и понимаете смысл написанного. В протоколе в поле «Замечания и причины отказа от подписания протокола» надо сделать запись «НЕ ПОНИМАЮ». Не конфликтовать с пограничниками, таможенниками, транспортными инспекторами. Не поддаваться всевозможным страшилкам от представителей контроля. Не предлагать представителям власти взяток, за это депортация и аннулирование визы. При установлении превышения допустимых весовых параметров на преселективных весах – обязательно требовать повторного взвешивания. Помните, что транспортная инспекция Польши не имеет права проводить обыск в машине, только полиция!

Какие нарушения чаще всего фиксируются транспортной инспекцией Польши.

  1. Техническое состояние транспортного средства. Чаще всего возникают проблемы при проверке состояния резины, тормозной системы, лобового стекла (сколы и трещины), освещения, работы системы AdBlue. При обнаружении неисправности инспектор забирает свидетельство о регистрации. Водителю в этом случае потребуется устранить неисправность, произвести необходимый ремонт, а затем пройти ТО в специализированном центре (платная услуга). Только после получения справки о соответствии технического состояния транспортного средства требуемым нормативам будет возвращено свидетельство о регистрации и станет возможно дальнейшее движение по маршруту.
  2. Отсутствие доверенности на водителя на управление ТС от собственника компании.
  3. Весогабаритный контроль. Наличие перегруза по осям.

В мае 2020 года инспекцией было получено 32 новых служебных автомобиля. Все они оснащены специальным оборудованием – весами, диагностическими тестерами ОВD, сонометрами и дымомерами.

Тестер диагностический ОВD позволит быстро оценить техническое состояние разных систем автомобиля. Дымомер измерит дымность выхлопных газов двигателя, сонометр определит уровень шума выхлопной системы, лазерный пирометр – температуру тормозных дисков, а также высоту и длину ТС, а с применением специальных приспособлений будет проверяться топливо. ТС взвешиваются новым типом переносных динамических автомобильных весов, которые позволят измерять вес за один проезд автомобиля через весы.

Таким образом, новое оборудование позволит с большей эффективностью определять неисправные, опасные, неэкологичные, разрушающие дороги автомобили.

Транспортной инспекцией в 2021 г. ужесточен контроль на дорогах Польши за техническим состоянием подвижного состава. Это новые вызовы для международных перевозчиков, к ним надо готовиться, чтобы в будущем не столкнуться с проблемами и незапланированными расходами.

« »

Читайте также