Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Цифровизация без границ

05.07.2019

Цифровизация без границ

Международные автоперевозки вплотную подошли к рубежу, за которым «цифра» становится полновластной хозяйкой всех процессов и технологий. Во-первых, доставки грузов идут в рост и динамику нужно поддерживать, а прежние ресурсы постепенно исчерпывают себя и не дают энергии для нового рывка. Во-вторых, сектор транспортных услуг достаточно подготовлен, мотивирован и сплочен для работы с современными инновационными технологиями. В-третьих, расстояния, на которые перевозчики доставляют товары, все увеличиваются, и потерь эффективности можно избежать только если транспортные коридоры оцифруются. Правда, сделать для этого нужно немало, участвовать – всем вместе: и государственным структурам, и транспортному бизнесу, и тем, кто обеспечит работу столь желанной «цифры».

Цифровизация не дается просто так, к ней нужно быть готовыми. И один из факторов такой готовности – динамика развития отрасли. Это мнение генерального директора Научно-технологической ассоциации «Инфопарк» Владимира Басько, который одновременно является руководителем комитета Делового совета ЕАЭС по цифровой повестке и председателем Конфедерации цифрового бизнеса. Посмотрим с этой позиции эксперта на международные перевозки.

В 2018 году объем экспорта услуг, который обеспечил международный автотранспорт республики, превысил, по данным Платежного баланса 1 306 млн долларов США. Это самый высокий показатель экспортной выручки, которую удавалось заработать на международном рынке автотранспортным предприятиям страны. Прирост к уровню 2017 года составил 16%. И такой еще факт: за последние девять лет объем экспортной выручки отечественных грузоперевозчиков вырос в два раза, если сравнить с показателем 2010 года, который составлял тогда 618,6 млн долларов США. Это при том, что в 2014-2015 годах в секторе международных автоперевозок наблюдался явный спад. Вот она – динамика развития отрасли, как фактор ее готовности к цифровизации.

По итогам работы в прошлом году международные автоперевозки грузов заняли вторую позицию по экспорту после компьютерных услуг. Весьма успешно этот сектор формирует и положительное сальдо в балансе услуг Республики Беларусь.

Повышение экономической эффективности работы позволяет инвестировать в свое будущее. Национальные международные перевозчики за 2018-й не только обновили, но и расширили парк автомобилей, то есть улучшили один из важнейших факторов поддержания конкурентоспособности на рынке. По итогам прошлого года этот показатель увеличился на 1300 седельных тягачей, а их общее количество превысило 19 400 единиц: прирост к уровню 2017 года – порядка 7%. В Беларуси, наконец, отмечен тренд роста нового автопарка возрастом не более трех лет с момента производства, чего не наблюдалось с 2013-го. Сразу на 8% увеличилась доля таких автомобилей в общем количестве при общем показателе 25%.

Заместитель министра экономики Республики Беларусь Дмитрий Матусевич приводит другие экономические индикаторы, которые в позитивном ключе характеризуют состояние дел в перевозках. На этот сектор в стране приходится более 20% грузооборота, 37,5% перевезенных грузов, 36,5% валовой добавленной стоимости, формируемой в транспорте в целом, и более 30% экспорта услуг.

– Автоперевозки сегодня являются одним из мощнейших локомотивов, который тянет транспортную отрасль вперед, инициируя и успешно реализуя при этом внедрение инновационных технологий, основу которых уже сегодня составляют именно цифровые технологии, уже применяемые на разных этапах транспортной деятельности, – констатировал Дмитрий Матусевич.

В Минэкономики уверены, что рост эффективности работы транспорта в дальнейшем будет происходить именно в результате как физической (имеется в виду улучшение показателей обновления и расширения автопарка), так и цифровой трансформации. Чтобы в определенной мере облегчить задачу международным перевозчикам, Минэкономики готово, что называется, подставить плечо при формировании благоприятных условий работы и развития транспортного бизнеса.

– Государство охотно отзывается на те предложения бизнеса, которые, во-первых, обоснованы, а во-вторых, подкреплены реальными делами, результатами работы, – подчеркнул заместитель министра.

И это не просто слова. Ярким доказательством тому может служить шаг навстречу в вопросе снижения финансовой нагрузки при приобретении новой экологичной автотехники. В 2018-2019 годах государство освободило транспортные компании от необходимости уплаты утилизационного сбора при ввозе новых транспортных средств международной перевозки экологического класса Евро-6. Как результат, только за прошлый год в страну ввезено 789 седельных тягачей шестого экологического класса, что практически в четыре (!) раза превысило аналогичный показатель 2017-го.

В предыдущем году остаток неиспользованных разрешений на проезд по территории иностранных государств не превысил 8%. Как правило, это малопопулярные для доставок грузов направления. Допустимо сделать вывод, что белорусский международный автотранспорт приблизился к пределу возможностей. Нет, работа в части расширения доступа на рынок ведется постоянно – с Россией, с европейскими странами, открывается китайское направление, увеличился вывоз экспортных грузов. Тем не менее, требуется изыскивать дополнительные резервы и возможности для повышения эффективности работы. Тут-то и должна помочь «цифра» – в сокращении издержек, снижении времени простоев, упрощения документооборота. Вот и получается, что цифровизация для транспортного бизнеса – не только цель, но и средство. Цель для движения вперед, – средство для эффективного развития.

По информации заместителя директора Департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Сергея Негрея сегодня уже имеются технические решения, которые позволят внедрить электронную систему выдачи и контроля разрешений, поэтапно отказаться от использования бумажных «дозволов» при перевозке грузов в направлении Европейский союз – страны ЕАЭС. Он уверен, что реализация данного проекта позволит, с одной стороны, значительно сократить время контрольных операций на внешней границе ЕАЭС и отказаться от необходимости дополнительных остановок на внутренних рубежах, которые де-юре отсутствуют, но де-факто имеют место, а с другой, – обеспечить перевозчикам в режиме онлайн доступ к электронной базе разрешительной системы и возможность приобретения необходимых разрешений.

– Как результат, может в разы сократиться число нарушений разрешительной системы при пересечении внешней границы ЕАЭС, – уверен Сергей Негрей. – Впоследствии это позволит отказаться от системы жесткого контроля, а в дальнейшем – перейти на безразрешительную основу осуществления автомобильных грузоперевозок.

Это – предложение. Для его реализации требуется детальная проработка проекта всеми государствами – членами ЕАЭС и их контролирующими службами. Со своей стороны, Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК готов предоставить возможность и площадку для обсуждения проблем.

Применение цифровых инструментов сегодня вплотную соотносится с процедурами таможенного оформления и контроля. К примеру, электронная пломба. Перевозчики полагают, что ее внедрение повлечет для них очередную финансовую нагрузку. Первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Орловский уверяет, мол, инновация не будет дополнительным обременением, напротив, впору вести речь об ускорении и удешевлении транспортировки, например, при доставке по территории России санкционных товаров, а в случае перевозки алкогольной продукции, как ожидается, отпадет необходимость в таможенном сопровождении.

А вот внедряемая на границе электронная очередь автотранспортных средств – аспект спорный. Оказывается, у органов госуправления не всегда есть возможность повлиять на работу этого сервиса в пунктах пропуска, так как владельцы данной инфраструктуры, по сути – частные компании, не всегда идут навстречу предлагаемым инициативам, ставя во главу угла интересы своего бизнеса. Складывающаяся ситуация таможенной службе, мягко говоря, не по нраву, и в ней задаются вопросом: а не лучше ли было сохранить данный сегмент за государством?

В скором времени перевозчиков ожидает еще одно нововведение: выдача специальных разрешений на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в электронном виде. Принятие соответствующего указа главы государства упростит и ускорит обмен информацией, в том числе, с таможенными органами, исключит необходимость наличия на борту автомобиля бумажного документа.

Трудно объять необъятное и охватить сразу все, что необходимо сделать для цифровизации сферы международных автомобильных перевозок грузов. Впрочем, растерянности по этому поводу нет, а есть готовность работать в формате государственно-частного партнерства и поступательно добиваться решения поставленных задач. По этому поводу весьма емко высказался заместитель министра экономики Дмитрий Матусевич: «Успехов в своей работе международные перевозчики добиваются и потому, что активно взаимодействуют с органами государственного управления, выдвигают определенные идеи, которые впоследствии реализуются на практике».

Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО, журнал «Транспорт & Транзит»

Для полноценного функционирования электронных накладных и некоторых иных проектов актуальными являются вопросы взаимного признания электронных цифровых подписей и обеспечения работы механизма доверенной третьей стороны. Проблема заключается в том, что нерезидент Республики Беларусь не может получить ключ электронной цифровой подписи в нашей стране, равно и белорусские перевозчики лишены такой возможности в Российской Федерации и Казахстане. Помимо того, «белорусским ключом» не могут подтверждаться сведения, направляемые, скажем, в российскую информационную систему.

***

С 1 июля изменились порядок, структура и форматы представления в таможенные органы электронной предварительной информации в отношении ввозимых товаров и транспортных средств. В этой связи отсутствует возможность подачи ЭПИ посредством программного продукта TIR-EPD, поскольку пока он не адаптирован под новые требования.

« »

Читайте также