Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Возможности единого пространства

16.01.2020

Возможности единого пространства

Согласно экспертным прогнозам, в 2020-м рост валового продукта в еврозоне ускорится до 1,6%, в странах Азии останется на уровне текущего года. Сохранится тенденция увеличения грузооборота между государствами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и Европейского союза. При этом в его структуре будет расти доля высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью, чувствительных к срокам доставки.

  • Совет по железнодорожному транспорту государств – участников СНГ был учрежден в 1992 году с целью сохранения и развития интеграционных связей на пространстве Содружества для обеспечения технологического единства и согласованной тарифной политики, совершенствования инфраструктуры сети стальных магистралей. В составе совещательного органа – железнодорожные администрации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины, а в качестве ассоциированных членов и наблюдателей – Болгарии, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и Ирана. Возглавляет Совет генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров.

По итогам трех кварталов наблюдалось снижение общего объема перевозок грузов государств – участников Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Минус составил 0,6%, а в целом перевезено 1,5 млрд тонн. Большинство железнодорожных администраций выполнили заявленные планы по погрузке, на что повлияли планомерная работа по диверсификации маршрутов, применение новых технологий, сокращение транзитного времени, гармонизация тарифного регулирования.

При этом наблюдаются задержки вагонов на межгосударственных стыковых пунктах, которые негативно отражаются на общих итогах работы и сроках доставки. Для решения проблемы Совет внедрил в текущем году новый инструмент: введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная система учета отцепок грузовых вагонов при передаче по межгосударственным стыковым пунктам, что позволяет детально анализировать причины задержек. Усилен контроль качества подготовки подвижного состава к перевозкам в международном сообщении. Количество вагонов, задержанных при пересечении границ по коммерческим причинам, уменьшилось на треть.

– Необходимо повышение надежности работы буксовых узлов грузовых вагонов, существенно влияющих на количество отцепок. Помимо экономического фактора, это в том числе и безопасность перевозок, – обращал внимание коллег на проходившем осенью в Минске 71-м заседании Совета его председатель Олег Белозёров.

Еще в 2011 году решением комиссии вагонного хозяйства Совета были согласованы для использования в международном сообщении буксовые подшипники кассетного типа. По статистике, отказы в работе этих узлов случаются в 4 раза реже. Реализация даст железнодорожникам очевидные преимущества, не только сократив число отцепок, но и увеличив межремонтный ресурс до 8 лет или 800 тысяч километров.

***

Сегодня через территории государств – членов Совета проходит не более 2% общего объема перевозок грузов между двумя мировыми центрами зарождения и погашения грузопотоков: Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР) и Европейским союзом. При этом абсолютное большинство доходов от транзита получают судоходные компании, осуществляющие доставку морским путем через Суэцкий канал.

В августе этого года датская компания Maersk организовала новый интермодальный транзитный контейнерный сервис из Азии в Европу с железнодорожной составляющей. Груз из Южной Кореи и Японии проследовал морским путем до крупнейшего транспортного узла России на Тихом океане – порта Восточный, который связан железнодорожной веткой с Транссибирской магистралью. По Транссибу в составе ускоренного контейнерного поезда он был доставлен до терминалов в Санкт-Петербурге и уже оттуда перевезен на судах Maersk в польский порт Гданьск. Общее время в пути составило 18 суток, из них девять – по железной дороге. Это вдвое быстрее, чем при традиционной перевозке через Суэцкий канал.

В российском офисе компании Maersk рассказали, что открытие маршрута является новым словом в трансконтинентальном транзите. При использовании ключевых преимуществ российских портов, магистралей РЖД и линейной сети Maersk контейнеры из Азии впервые дошли до получателей в Европе за столь короткое время. Новый путь открывает беспрецедентные возможности для развития торговли между Азией и Европой. Сервис ускоренной доставки международных грузов прежде всего представляет интерес для грузоотправителей Южной Кореи и Японии, которые не имеют сухопутной границы с Россией. В ближайшее время Maersk планирует выйти на еженедельные отправки.

Очевидно, что такой пример трансконтинентального маршрута контейнеров важен для администраций всех железных дорог – участников Совета, поскольку в нем заложен огромный потенциал для привлечения международного транзита на транспортную сеть пространства 1520.

– Важнейшим приоритетом для Совета по железнодорожному транспорту СНГ должна стать практическая работа по обеспечению функционирования международных транспортных коридоров, проходящих по территории стран – участниц объединения, – придерживается мнения Олег Белозёров. – Это требует постоянного переосмысления применяемых подходов, внимания к конкурентной среде и альтернативным видам транспорта, активного использования как традиционных преимуществ (экологичности, скорости доставки), так и новых технологических возможностей. Решение задачи повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров напрямую зависит от эффективной работы по таким ключевым направлениям, как логистика и цифровизация. Предпринимаемые меры в конечном счете должны быть ориентированы на клиента. Нам нужно уделять серьезное внимание контакту с грузоотправителями и экспедиторами, понимать их потребности, предлагать такие транспортные продукты, которые отвечают их ожиданиям.

***

Продолжается диверсификация доставки контейнеров из Китая в Европу и в обратном направлении.

К перевозкам транзитных грузов в порты Калининградской области подключилась Калининградская железная дорога в партнерстве с портом Роттердама. На регулярной основе через транспортно-логистический центр «Калининград» курсирует транзитный контейнерный поезд по маршруту Китай – Европа – Китай.

На белорусско-польской границе весной 2019 года открыт погранпереход «Высоко-Литовск – Черемха», в 1,5 раза увеличена перерабатывающая способность контейнерного терминала на станции Брест-Северный, что обеспечивает транзитный путь по Белорусской железной дороге менее чем за 12 часов.

Наращивается диверсификация транзита и в восточном направлении. Так, монгольские коллеги приступили к комплексу мероприятий по модернизации инфраструктуры, закупке локомотивов. Хороших успехов в минимизации сроков обработки грузов добились на казахстанско-китайской границе, что стало результатом отлаженного взаимодействия между компаниями двух стран. В Узбекистане активизирована работа по увеличению транзита и объединению железнодорожных администраций в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Международный координационный совет по транссибирским перевозкам переориентирован в трансъевразийский формат. Это означает вовлечение в коммерческий диалог более широкой палитры транспортных направлений и коридоров, в том числе Север – Юг, Батуми – Тбилиси – Карс.

***

Растет интерес к перевозкам грузов из Японии и Южной Кореи. По оценкам экспертов, привлечение только одного процента грузопотока из этих стран в Европу на железнодорожные маршруты обеспечит загрузку ежедневного контейнерного поезда.

В конце сентября в Брюсселе премьер-министр Японии и председатель Еврокомиссии подписали соглашение о сотрудничестве в реализации инфраструктурных проектов, связывающих Европу и Азию. Документ отражает корректировку курса ЕС на более активное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и дополняет торговое соглашение между Евросоюзом и Японией, которое предусматривает поэтапное устранение большинства таможенных пошлин для европейских компаний, экспортирующих продукцию в Страну восходящего солнца, а также снимает ряд давних нормативных барьеров.

Очевидно, что это открывает новые возможности для роста объемов транзитных перевозок по железным дорогам стран пространства 1520. Морские линии сегодня предлагают клиентам доставку грузов по маршруту Южная Корея – Москва с задействованием возможностей Транссиба за 15 суток, по маршруту из портов Японии в Москву – за 20 суток.

С осени текущего года в рамках проекта «ИНТЕРТРАН», реализуемого ОАО «РЖД» совместно с компанией FESCO, осуществляются тестовые отправки контейнеров с полностью электронным документальным сопровождением по мультимодальному маршруту Иокогама – Владивосток – Москва. Теперь таможенное оформление грузов происходит без задержек, а ведь еще недавно на эти формальности уходило от четырех до семи дней. В результате сократились непроизводительные потери как в порту, так и на станции назначения, существенно увеличилась маршрутная скорость.

Но самым важным итогом реализации проекта стало создание единой информационной технологии, которая делает алгоритм взаимодействия при оформлении интермодальных и мультимодальных перевозок более простым и понятным для всех участников. Предполагается, что в ближайшее время она будет масштабирована на как можно большее число маршрутов.

Среди других направлений – оптимизация формата взаимодействия с представителями железнодорожного бизнеса. Речь идет о проведении отдельных мероприятий на полях заседаний Совета либо выездных клиентских дней. Важным реальным шагом здесь может стать создание на площадке Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» постоянной секции для рассмотрения вопросов совершенствования международных перевозок и логистической деятельности. Такой формат взаимодействия станет эффективным инструментом коммуникаций между отправителями и получателями грузов, перевозчиками, другими участниками процесса.

  • Важным стимулом развития цифровых технологий на транспорте и повышения качества логистики является возможность накапливать сведения и данные. Это помогает понимать, где и каким образом нужно строить в дальнейшем инфраструктуру, расширять узкие места, выстраивать глобальные цепочки поставок, продвигать современные технологии. Таким образом образуется единое пространство, на котором нужно не конкурировать между собой с помощью новых уникальных технологий, а совместно развиваться, что даст необходимую синергию и повышение конкурентоспособности каждой страны в составе Евразийского союза.

 

  • Транспортное пространство ЕАЭС занимает практически 40% континента Евразия и является наиболее коротким путем между государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Китаем и Европой. В рамках Союза предоставляются определенные преференции, однако при выходе за его пределы возникают определенные проблемы. В настоящее время идет процесс унификации законодательства ЕАЭС внутри стран для формирования совместных открытых платформ и дальнейшего расширения многостороннего сотрудничества, переработаны многие эксплуатационные документы, в том числе определяющие единые стандарты работы сети железных дорог 1520.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также