Казахстан одобрил перецепку
09.06.2022
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана приняло решение в отношении грузоперевозчиков при доставке ими товаров по территории страны после перецепки в Беларуси.
С учетом положений Постановления № 247 Совета Министров Беларуси грузовым автомобилям и тягачам, зарегистрированным в государствах – членах Европейского союза, разрешается следовать только в специально установленные на территории республики места: пункт таможенного оформления, склад временного хранения, приграничные зоны ожидания системы электронной очереди, где производится перецепка или перегрузка. Последующую доставку по территории ЕАЭС в конечный пункт назначения осуществляет белорусский или российский перевозчик. В обратном направлении этим же прицепом, полуприцепом, контейнером может быть вывезен с таможенной территории Союза экспортный товар.
Данная схема не противоречит действующим в интеграционном объединении нормам. Согласно подпункту 7 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС, временно ввезенные иностранные полуприцепы (прицепы, контейнеры) могут использоваться перевозчиками, зарегистрированными в странах Союза, во внутренней доставке.
Однако есть нюансы внутреннего законодательства государств-членов, которые в соответствии с мировой практикой в сфере международных автомобильных перевозок направлены на защиту интересов национальных участников внешнеэкономической деятельности.
Так, инспекция транспортного контроля Казахстана задерживала машины при доставке грузов из третьих стран после перецепки в Беларуси, поскольку нарушались пункты 48 и 51 Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в международном сообщении, введенных в 2017 году приказом Министерства по инвестициям и развитию. Первым определяется, что «перевозка груза из третьих стран на территорию Республики Казахстан с перегрузкой (погрузкой/выгрузкой) груза на территории государства, не являющегося пунктом отправления или назначения груза, осуществляется при наличии разрешения из третьих стран на территорию Республики Казахстан». Вторым регламентируется: «При осуществлении перевозки грузов на территорию Республики Казахстан замена тягача или грузового автомобиля допускается на другой тягач или грузовой автомобиль, зарегистрированный в государстве регистрации перевозчика».
За нарушение данных требований предусмотрен административный штраф в размере 200 МРП (месячный расчетный показатель) на водителя и 500 – на юридическое лицо. При этом запрет на перецепку в равной степени распространяется и иностранных, и на казахстанских перевозчиков.
Как стало известно, Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана «проявило понимание и в качестве доброй воли» предложило следующее решение сложившейся ситуации: требование о запрете перецепки не будет действовать в отношении российских и белорусских международных грузоперевозчиков до 1 января 2023 года.
В настоящее время компетентными государственными органами и организациями трех стран проводятся соответствующие консультации, по результатам которых будут приняты взаимоприемлемые решения.
При этом отметим, что законодательством Казахстана не ограничивается возможность осуществления перегрузки при международных автомобильных перевозках в/из третьих стран. Однако для этих целей необходимо получение специального разрешительного документа. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано около 40 компаний с общим парком 3 тыс. транспортных средств, которые обеспечивают перевозку грузов из этой страны в европейские государства.
Если по Казахстану проблема в целом закрыта, то во взаимоотношениях с Россией – не совсем. В условиях сложившейся геополитической ситуации уполномоченные органы РФ и РБ приостановили действие требований национальных законодательств о запрете перецепки до 1 января 2023 года. Тем не менее белорусские международные автоперевозчики сообщают, что при доставке товаров по территории России им предъявляется нарушение приказа Минтранса РФ от 28.07.2020 № 259 «Об утверждении Особенностей выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств». Штраф за нарушение данной нормы составляет 150 тыс. российских рублей.
«Транспортный вестник»