bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Кому на Руси жить хорошо?

14.10.2021

Кому на Руси жить хорошо?

Экономические последствия пандемии крайне негативно отразились на рынке международных перевозок. Мировой автомобильный транспорт потерял 13% объемов, или около 290 млрд евро. Данная тенденция не миновала и российский сектор. Тем не менее по итогам прошлого и первой половины текущего года его показатели оказались лучше в сравнении с иностранными коллегами.

Тонко, да не рвется

На рынке международных автоперевозок грузов в России при общем падении объемов отмечаются и положительные тенденции. Например, доставки по экспорту превысили импорт. В текущем году ситуация начала выправляться, и в АСМАП прогнозируют, что по мере снятия ограничений и роста внешней торговли восстановление нормальной работы продолжится.

Крупные компании нынешнее положение дел уже воспринимают с оптимизмом, констатируя увеличение количества обращений потребителей транспортных услуг, выход в рейсы все большего количества подвижного состава, рост тарифов. Впрочем, последний аспект больше увязывается с повышением стоимости топлива, которое в структуре себестоимости – вторая по величине статья затрат, а также комплектующих. Дополнительное влияние оказали индексация платы в системе «Платон», ограничения проезда большегрузов по Московской кольцевой.

Не будем полностью принимать на веру, тем не менее отдельные эксперты заявляют об увеличении тарифов к уровню прошлого года на внутрироссийских доставках до 10−15%, на международных – от 24% до 160% (!). Если ориентироваться на «среднюю температуру по больнице», то в сравнении с 2020-м в нынешнем году тарифы прибавили где-то 15–20% независимо от направления перевозки и используемого вида транспорта – тентованного либо рефрижераторного. По общему мнению, дальнейшая динамика цен на услуги автомобильных грузоперевозок в большей мере будет зависеть от цены топлива.

Далеко не всем российским грузоперевозчикам удалось пережить пандемию и стагнацию рынка международных автотранспортных услуг. Из-за падения объемов ушли многие мелкие предприятия, понимая, что не могут эффективно работать в условиях роста затрат на топливо, запчасти и ремонт. Об обновлении подвижного состава им и вовсе впору забыть, поскольку цена новых грузовиков достигла заоблачных высот.

В ситуации прореживания участников рынка дефицита транспортных средств не наблюдается. С одной стороны, еще не те объемы, с другой – крупные компании по-прежнему расширяют свой автопарк. При этом серьезно ощущается влияние кадрового кризиса. Профессиональных водителей-международников не хватает, а в некоторых компаниях, бывает, просто некого посадить за руль.

По столбовой дороженьке

Перевозки грузов со странами Евросоюза немного сократились, но этот сектор остается определяющим, и на его долю приходится почти две трети выполняемых российскими транспортниками объемов. По большинству направлений необходимое количество иностранных разрешений имеется, хотя по-прежнему есть разногласия с Польшей и Литвой. Ввиду непредсказуемости ситуации по польским «дозволам» российские перевозчики ратуют за обход ее территории. Для этого предлагается организовать регулярное паромное сообщение между Калининградом и портами Германии, субсидируемое из средств федерального бюджета.

Пандемия пока не позволяет развивать доставки грузов на китайском направлении и в полной мере использовать имеющийся там потенциал. Минтранс РФ обратился с предложением поэтапного возвращения международных автоперевозок между странами к нормальному режиму работы. Однако требуют решения другие проблемы, в частности, оформление многоразовых рабочих виз на въезд в Китай для водителей-международников независимо от места их региональной регистрации в России, сокращение очередей и наведение порядка на подъездах к пунктам пропуска, допуск водителей к погрузке товаров во избежание возможных весовых нарушений, которые в пути повлекут штраф.

Работу по получению дополнительных разрешений по так называемым проблемным странам и открытию новых направлений доставок профильный департамент Минтранса и АСМАП ведут на регулярной основе и в тесном взаимодействии. Сейчас проходит ратификацию соглашение между Россией и Тунисом, продолжается согласование проектов с Марокко и Пакистаном, обсуждаются изменения в соглашение со Швейцарией, рассматривается российско-китайское межминистерское соглашение по перевозкам опасных грузов.

Чужие здесь не ходят

В Евразийском экономическом союзе принята стратегия поэтапной либерализации каботажных перевозок. По оценке АСМАП, ее реализация приведет к отрицательным последствиям для национального сегмента. Представители ассоциации активно участвуют в работе подкомитета по автотранспорту и других органов Евразийской экономической комиссии, не допуская принятия решений, способных нанести ущерб российскому рынку. Кроме того, ими лоббируются предложения по изменению порядка транспортного контроля на внешней границе ЕАЭС с целью повышения его эффективности.

Минтранс РФ поддерживает данную позицию. Обращения компетентных органов других государств о выделении российских разрешений на доставки в/из третьих стран рассматриваются только с учетом национальной заинтересованности. Также сохраняются ограничения по квоте ЕКМТ для иностранных перевозчиков.

В недавно одобренных главами государств и правительствами 28 союзных программах углубления интеграции России и Беларуси намечено заключение межправительственного соглашения, которое позволит автотранспортным компаниям двух стран осуществлять перевозки на безразрешительной основе.

– Реализации этих планов должна предшествовать долгая и кропотливая работа по унификации регулирования транспортного рынка Союзного государства, – подчеркивают в АСМАП. – Союзная программа предусматривает установление единых требований к автомобильным перевозчикам пассажиров и грузов, выравнивание условий осуществления ими экономической деятельности. Только после полной реализации этих мероприятий предусмотрено подписание соглашения о выполнении автотранспортными компаниями обеих стран всех видов перевозок на безразрешительной основе. При этом о конкретных сроках пока говорить рано. Все будет зависеть от того, сколько времени понадобится на выравнивание конкурентных условий деятельности перевозчиков двух государств. Потребуются внесение изменений в законодательства, принятие решений в экономике, налоговой и таможенной сферах. Только когда условия ведения экономической деятельности реально станут равными, исключающими преимущества какой-либо одной стороны, можно говорить о безразрешительном выполнении международных автоперевозок грузов.

В декабре прошлого года был принят разработанный по инициативе и с участием АСМАП Федеральный закон № 398-ФЗ, предусматривающий задержание или запрет въезда-выезда иностранного перевозчика с территории РФ в случае неоплаты им штрафа по ранее вынесенному административному наказанию.

Большое внимание уделяется обеспечению приоритетного привлечения национальных автотранспортников российскими компаниями для доставки своих внешнеторговых грузов. АСМАП подготовлены предложения, позволяющие исключить возможность задействования иностранных фирм для перевозки экспорта РФ, если предоставляются бюджетные субсидии и льготы.

  • Российские автоперевозчики существенно уступают иностранным коллегам по оснащенности современным подвижным составом и темпам обновления парка транспортных средств. Это обусловлено как более высокой стоимостью приобретаемой техники, так и отсутствием доступных лизинговых программ. Правительством РФ запланировано очередное повышение утилизационного сбора, что уже происходило в 2018 и 2020 годах. В результате с учетом предполагаемого 25-процентного повышения ставка на седельные тягачи вырастет с нынешних 850 тысяч рублей до 1 млн 063 тысяч.
  • Национальные перевозчики добиваются сокращения сроков рассмотрения запросов на получение пропусков для проезда по Московской кольцевой автодороге до трех часов, организации их выдачи в круглосуточном режиме без выходных, возможности оформления на одно транспортное средство до пяти разовых пропусков в течение месяца.
  • В рамках ежегодной индексации с 1 февраля 2022 года размер оплаты проезда транспортных средств массой свыше 12 тонн в российской государственной системе «Платон» прогнозируется на уровне 2,44 рубля за километр пробега (текущий – 2,34 рубля). На сегодняшний день в системе зарегистрировано более 1,5 млн большегрузов, четверть из них принадлежит иностранным компаниям.
  • С сентября текущего года вступили в силу изменения в правила допуска российских транспортников к осуществлению международных автомобильных доставок. Вместо выдачи разрешительных документов на бумажных носителях введено внесение соответствующих записей в реестр Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с размещением информации о допуске на ведомственном официальном сайте.
  • Со следующего года российские участники автомобильных грузоперевозок смогут в добровольном порядке формировать перевозочные документы в электронном виде без дублирования на бумаге. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 02.07.21 № 336-ФЗ. Речь идет об электронном формате транспортной накладной, заказа-наряда, сопроводительной ведомости, которые должны быть подписаны усиленными квалифицированными электронными подписями участников доставки.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также