bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Масштабный вызов для транспорта

13.10.2020

Масштабный вызов для транспорта

Состоялось заседание коллегии Минтранса России, на котором обсуждены промежуточные результаты деятельности транспортного комплекса РФ в 2020 году. Приводим выдержки из доклада министра транспорта Евгения Дитриха.

Транспорт – системообразующая отрасль и динамика ее показателей в значительной мере определяется спросом экономики и общества на транспортные услуги. В последние годы наблюдалась устойчивая положительная тенденция роста транспортных услуг и их качества, развития инфраструктуры.

В 2020 году масштабным вызовом для мировой экономики стало распространение новой коронавирусной инфекции. Сжатие внешнего и внутреннего спроса на транспортные услуги, закрытие границ, а также падение мировых рынков сырья и снижение производственной активности компаний оказали существенное влияние на производственную деятельность транспортного комплекса.

Несмотря на эти вызовы, транспорт работал бесперебойно и обеспечивал потребности в перевозках и их безопасность. Совместно с Роспотребнадзором утверждены и доведены до организаций рекомендации по соблюдению санитарных требований на транспорте в условиях пандемии. Хочу подчеркнуть необходимость постоянного и неукоснительного исполнения установленных правил. От ответственности работников транспорта и пассажиров зависит динамика выхода из сложившейся ситуации с коронавирусом.

С помощью Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности осуществлялась информационная поддержка выполнения карантинных мероприятий по возвращению наших граждан домой, оперативному анализу пассажиропотока между Российской Федерацией и зарубежными странами.

В сфере грузовых перевозок снижение объемов в 2020 году к уровню 2019 года ожидается на уровне 5-6%. В пассажирском секторе падение объемов перевозок и пассажирооборота за январь-август 2020 года составило соответственно 30% и 46%. Учитывая текущую ситуацию с коронавирусом, восстановление транспортной работы в полном объеме не ожидается.

Правительством Российской Федерации были оперативно разработаны антикризисные планы. Принят комплекс системных, а также секторальных мер государственной поддержки финансового характера, включая льготные кредиты, отсрочки налоговых и страховых платежей, в первую очередь для обеспечения занятости и поддержания текущей деятельности транспортных компаний.

В перечень системообразующих организаций российской экономики включены 185 организаций, относящихся к сфере транспорта. Постоянно осуществляется мониторинг их финансово-экономического состояния.

На воздушном транспорте пандемия кардинально изменила сложившиеся тенденции. Снижение объемов перевозок за 8 месяцев текущего года на внутренних линиях составило 30%, а на международных линиях из-за закрытия границ достигло 75%. Пассажиропоток аэропортов сократился практически вдвое.

Из федерального бюджета предусмотрены субсидии на компенсацию российским авиакомпаниям и аэропортам текущих расходов в результате падения объема перевозок в общем объеме 36 млрд рублей. Это позволило стабилизировать финансовое состояние предприятий и обеспечить спрос на перевозки во внутреннем сообщении в период снятия соответствующих санитарных ограничений. Отмечу, что в июле-августе текущего года на внутренних авиалиниях объемы перевозок практически восстановлены за счет развития внутреннего туризма и курортных программ.

В 2020 году в перечень субсидируемых маршрутов уже включено 523 маршрута, планируется перевезти около 3 млн пассажиров. В целом, в текущем году будет перевезено порядка 60 млн пассажиров, что в два раза ниже, чем в прошлом году.

Продолжалось развитие инфраструктуры воздушного транспорта. К концу 2020 года будут введены в эксплуатацию 10 объектов в 8 аэропортах. Будут закончены работы в Якутском укрупненном центре управления воздушным движением.

На развитие внутренних перевозок и повышение их доступности направлено создание консорциума региональных авиакомпаний на Дальнем Востоке. Работа по этому вопросу идет по двум направлениям. Это консолидация усилий в рамках ряда авиакомпаний, это создание консорциума авиакомпаний, который позволит повысить доступность перевозок и их качество, в том числе с использованием отечественной авиатехники. Эта работа сейчас продолжается. Кроме того, мы трудимся над тем, чтобы увеличить объемы поддержки региональных авиаперевозок, включить в возможные механизмы поддержки местные авиалинии.

На автомобильном транспорте за 8 месяцев 2020 года объем перевозок пассажиров снизился на 30%. Фактически прекратились перевозки пассажиров автобусами в международном сообщении. Реализация системных мер поддержки отрасли, в первую очередь для субъектов малого и среднего предпринимательства, способствовала восстановлению объемов автомобильных пассажирских перевозок. Ожидаем, что к концу года показатели пассажиропотока достигнут 80% от уровня 2019 года.

В 2020 году в рамках нацпроекта БКАД осуществляется обновление подвижного состава городского общественного транспорта. В 12 городских агломерациях, прошедших конкурсный отбор, обеспечивается поставка 511 транспортных средств – 447 автобусов и 64 троллейбуса – со скидкой в 60% от их стоимости.

Отмечаем большой интерес регионов к проекту. Заявки для участия в нем в 2021 году подали 54 региона. В настоящее время Минтрансом России внесены предложения о новом федеральном проекте «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Пик падения на железнодорожном транспорте пришелся на апрель-май. В дальнем следовании в мае перевезена всего одна пятая часть от параметров прошлого года. Снижение пассажиропотока достигло 80%. Были отменены все международные поезда, сокращено и внутреннее сообщение, как в дальнем следовании, так и в пригородном. Объем перевозок грузов на железнодорожном транспорте за 8 месяцев текущего года снизился на 4%.

Организациям железнодорожного транспорта также оказаны меры государственной поддержки. Пригородным компаниям – на частичную компенсацию лизинговых платежей, «Гранд Сервис Экспресс» – на сохранение регулярного сообщения между Крымом и материковой частью страны.

В пригородном сообщении после снятия ограничений динамика перевозок улучшилась на четверть. Сегодня размер движения пассажирских поездов дальнего следования восстановлен на 82% по отношению к нормативному графику и практически на 100% в пригородном движении.

В 2020 году планируется к вводу в эксплуатацию 205 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. В основном, это Восточный полигон и подходы к Азово-Черноморскому бассейну.

На водном транспорте также снизились пассажирские перевозки. Организации водного транспорта включены в перечень пострадавших отраслей экономики, что позволило им воспользоваться общесистемными мерами поддержки. В качестве секторальных мер выделено 320 млн рублей на субсидирование круизных компаний.

Объем перевалки грузов за 8 месяцев 2020 года в морских портах сократился на 2,5%. Это обусловлено в основном высокой волатильностью биржевых цен на нефть и общемировым снижением потребления топлива. Продолжается реализация инфраструктурных проектов. По итогам года производственные мощности морских портов увеличатся на 27 млн тонн.

Продолжаем обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Открыты после завершения строительства, реконструкции и технического перевооружения семь пунктов пропуска.

По дорожному хозяйству. Несмотря на эпидемиологические условия, практически не прекращались работы по развитию дорожного хозяйства. В августе открыта автомобильная дорога «Таврида». Теперь время в пути от Керчи до Севастополя занимает менее трех часов.

По итогам 2020 года будет построено и реконструировано более 540 км автомобильных дорог федерального значения, в том числе более 200 км на условиях ГЧП, порядка 1700 км дорог регионального значения с федеральной поддержкой, 16 тыс. км − отремонтировано.

Регионам из резервного фонда правительства выделены дополнительные 100 млрд рублей на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства.

В целях снижения логистических затрат российских экспортных товаров и повышения доходов от транзита через территорию Российской Федерации в настоящее время создается система эффективного использования и развития международных транспортных коридоров.

Правительством принято решение о создании специализированной Дирекции, которая должна обеспечить скоординированные управленческие решения органов власти, институтов развития и бизнеса.

В настоящее время подготовлен проект маршрутной сети из 10 международных транспортных коридоров. Среди наиболее важных коридоров можно выделить «Европа-Западный Китай», «Север-Юг», «Севморпуть», Транссиб и БАМ.

Транспортному комплексу требуется высококлассный кадровый резерв, качественно новое поколение профессионалов. Необходимо системное обновление, перестройка образовательных программ и модели взаимодействия вузов с работодателями. Актуальными станут направления, связанные с технологиями искусственного интеллекта, большими данными, высокоскоростного наземного транспорта, транспортной безопасности, сохранения окружающей среды.

Одним из важнейших направлений выхода на траекторию устойчивого экономического роста является запуск нового инвестиционного цикла, который предусматривает реализацию крупнейших инвестиционных проектов в сфере транспорта. Инструментом реализации этой задачи являются национальные проекты «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сегодня мы работаем над переформатированием указанных национальных проектов, а также их пролонгацией до 2030 года.

Реализация Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения обеспечат выход транспортной отрасли на траекторию устойчивого роста к концу 2021 года и создадут условия для успешной реализации национальных проектов и позволят достигнуть поставленные цели к 2030 году.

« »

Читайте также