bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Путь куда?

16.09.2020

Путь куда?

Эксперты высказывают сомнение в готовности России активно продолжать участие в китайской инициативе «Один пояс – один путь». Несмотря на публичную приверженность и слова поддержки, для совместной реализации проекта делается не так много.

Ключевая проблема взаимодействия в рамках проекта «Один пояс – один путь» заключается в том, что в нем нет объединяющего органа, а также отсутствует четкое понимание, каким должен быть конечный результат. Внешнеполитическая концепция Москвы, невзирая на тесное сотрудничество с Пекином по множеству вопросов, не предполагает присоединения к блокам, которые РФ не может контролировать. России важнее провести реиндустриализацию территорий на Дальнем Востоке, тогда как Китай воспринимает ее в качестве рынка сбыта своих товаров и транспортной магистрали для доставок в Европу.

Впрочем, не только Российская Федерация стала охладевать к проекту. За последний год ряд европейских стран, ранее активно сотрудничавших с Китаем по этой инициативе, также постепенно от нее отдаляется.

Что касается логистической составляющей, в которой Москва должна занять одну из ключевых позиций, то серьезных противоречий между Россией и Китаем нет. Так, в июле по всей линии Транссибирской магистрали прошел железнодорожный состав Китай – Европа, последовательно доставивший грузы в Германию, Францию, Бельгию и другие государства Европы.

И хотя перевозить китайские грузы в Европу по суше гораздо быстрее, чем по морю, многие из созданных транспортных артерий не удалось окончательно интегрировать друг с другом, из-за чего морской путь отправки товаров остается на 20–30% дешевле.

– Проект задумывался именно для того, чтобы связать лоскутные транспортные артерии в единую систему, позволяющую внедрить самый важный аспект: сквозную тарифную ставку, – обращает внимание доцент Российского института бизнеса и делового администрирования Эмиль Мартиросян. – То есть предполагалось, что грузоотправитель заплатит один раз за перевозку через все территории. Сейчас получается, что, даже отправляя груз через готовую наземную инфраструктуру, платить за проезд приходится каждой стране на пути следования в отдельности.

Параллельно с формированием транспортных маршрутов на территории РФ ведется строительство сети модульных логистических центров. Их суть в том, чтобы прибывший автоперевозкой контейнер перегрузить на железнодорожную платформу, это позволяет значительно снизить себестоимость логистики. Но правильно функционировать такие центры могут только в случае увязки транспортного маршрута в единую систему.

Сейчас актуален вопрос модернизации Транссибирской магистрали. Экономических проблем здесь нет, однако у экспертов имеется опасение: если Россия сделает это лишь для организации перевозки товаров из Китая в Европу, страна попадет в серьезную зависимость от китайского грузопотока. Проблемный момент еще и в том, что дорога должна работать в обе стороны, и если товаропоток из КНР представляется довольно четко, то, что будет перевозиться из Европы в Китай, совершенно неясно.

  • Международная инициатива Китая «Один пояс – один путь» направлена на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных, а также экономических коридоров, связывающих более чем 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки, что будет способствовать развитию торговых отношений между ними и Китаем. Экономический проект объединил 29 международных организаций и 125 стран.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также