bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Здесь ждут крылатый груз

25.03.2021

Здесь ждут крылатый груз

История грузоперевозок воздушным транспортом в Беларуси началась с ввода в эксплуатацию в 1982 году аэропорта Минск-2. Долгое время здесь функционировал грузовой комплекс, где осуществлялись обработка, хранение и таможенное декларирование товаров. Это структурное подразделение и стало основой для создания в декабре 2014-го транспортно-логистического центра.

  • Транспортно-логистический центр Национального аэропорта Минск развивается в качестве международного мультимодального хаба, который обеспечивает обработку и перевалку грузов, перевозимых разными видами транспорта. При этом наличие у предприятия статуса уполномоченного экономического оператора позволяет максимально упростить прохождение таможенных процедур и минимизировать временные и материальные затраты клиентов.

Вначале уточним, что транспортно-логистический центр Национального аэропорта Минск не занимается непосредственно авиаперевозками. Основные функции в рамках обслуживания грузов, которые перевозятся воздушным транспортом: их обработка, хранение и таможенное декларирование. С расчетом на такую специфику создавалась и инфраструктура.

Склад временного хранения площадью 25 750 квадратных метров позволяет ежесуточно обрабатывать свыше 300 тонн грузов. Для этих целей используются современные техника и оборудование. В эксплуатации – целая линейка погрузчиков, в том числе для контейнеров и палет, в диапазоне грузоподъемности от 1,7 до 35 тонн.

В штате ТЛЦ – аттестованные специалисты по таможенному декларированию. Их местонахождение непосредственно на территории пункта таможенного оформления дает возможность оперативно и с наименьшими затратами для клиента осуществлять таможенную очистку грузов.

  • Дмитрий Титенков занимается грузовыми авиаперевозками 18 лет. Уроженец Беларуси, он в свое время окончил Санкт-Петербургский университет гражданской авиации по специальности «инженер по организации перевозок воздушным транспортом». Работал в российских аэропортах Минеральные Воды и Ставрополь. С 2007 года – в Национальном аэропорту Минск. Транспортно-логистическим центром руководит уже шесть лет.

Дмитрий ТИТЕНКОВ, начальник транспортно-логистического центра Национального аэропорта Минск:

– В авиации в принципе ничего не должно задерживаться на складах. Главная задача – именно оборот груза, который максимально быстро доставляется из одной точки в другую, потому что нужен срочно.

Авиатранспорт занимает примерно 5–6% общего объема грузовых перевозок в мире. Естественно, это плавающее значение. Например, в прошлом году востребованность заметно возросла. Многие авиакомпании переоборудовали воздушные суда пассажирского назначения под грузовые нужды, убирая кресла из салона. В частности, так поступил польский перевозчик LOT, чтобы летали экипажи и работала отрасль.

Мы тоже сработали достаточно неплохо. На фоне тотальной отмены пассажирских рейсов доля грузовых перевозок в/из аэропорта выросла почти вдвое. В связи с пандемией организовывались гуманитарные рейсы, доставлялись средства индивидуальной защиты, медицинское оборудование. Объем обработанных логистическим центром грузов за 2020 год составил 20 420 тонн, или плюс 4,4% к предыдущему.

– Расскажите в целом о динамике изменения показателя по обработке, хранению, погрузке-разгрузке в ТЛЦ за последние годы?

– Начиная с 2010-го объемы оказанных услуг постоянно росли, в среднем от 3 до 6% в год. К 2020-му увеличение составило более чем в два раза. Самый большой скачок отмечен в 2014-м по сравнению с предыдущим годом: 10 494 против 19 798 тонн.

– Какие грузы доставляются самолетами?

– Любые, даже стройматериалы. Спектр широкий. Но стоит это очень дорого, поэтому авиационным транспортом перевозятся, как правило, достаточно дорогостоящие и ценные грузы, требующие срочности: сегодня отправили – завтра клиент получил.

В основном оборудование и запасные части к нему, причем для всех сфер деятельности. Это медикаменты, скоропортящиеся грузы, ценные металлы, почтовые отправления. Достаточно большой сегмент занимают опасные грузы.

– Кто основные отправители и получатели грузов?

– Юридические лица Беларуси и иностранных государств. Только по республике у нас заключено порядка трех тысяч долгосрочных договоров. Есть и разовые. Также это крупнейшие отечественные предприятия – Минский автозавод, РУП «Белфармация». Отдельную категорию составляют физические лица.

– А какова география поставок?

– Практически весь мир. Конечно, национальная авиакомпания не летает напрямую в какие-то отдаленные регионы, например, в Австралию или Канаду. Тем не менее согласно интерлайн-соглашениям с другими авиаперевозчиками «Белавиа» может доставить груз, допустим, в Варшаву, а дальше он направится к месту назначения.

Что касается белорусской грузовой авиакомпании «Трансавиаэкспорт», этот перевозчик сам может долететь куда необходимо, и нет каких-то ограничительных мер.

Назовите примерное соотношение экспорта и импорта.

– Наверное, пятьдесят на пятьдесят. Насколько я знаю по работе с нашими экспедиторами, логистами, грузы производства Республики Беларусь оформляются в разные регионы мира. Конечно, хотелось бы больших объемов, чтобы показатель экспорта постоянно увеличивался во благо национальной экономике.

– Дмитрий Иванович, сколько времени обычно уходит на разгрузку самолета?

– Есть специальные графики обслуживания воздушных судов разных типов, в которых все четко регламентировано. В отведенное время надо обязательно уложиться. Это требование перевозчика. Потому что потом могут быть применены штрафные санкции. Например, Boeing 747, который перевозит от 100 до 125 тонн, нужно разгрузить и загрузить за один час десять минут. Сроки короткие, но реальные. И это абсолютно не проблема при наличии современной техники. Представьте себе в самолете одно место неделимого груза весом 35 тонн. И мы в состоянии его обслужить.

Естественно, бывают грузы еще большей массы. Но тогда уже используется совсем другое погрузочно-разгрузочное оборудование. И им занимается в большей степени не аэропорт, а перевозчик. Участвуют инженерные группы и авиакомпании, и поставщика товара. Решение принимается порой очень сложное, вплоть до укладки рельсов на перроне аэродрома, чтобы подать железнодорожные платформы и закатить груз на борт воздушного судна.

   

– Что делается для наращивания грузопотоков?

– Приобретены современные оборудование и техника, сейчас ТЛЦ располагает возможностями по обработке всего спектра грузов массой до 35 тонн. Считаю, Национальный аэропорт от и до подготовился к разным нюансам. У нас не только есть отличные машины и механизмы, но и работает подготовленный персонал. Построена и введена в эксплуатацию вторая взлетно-посадочная полоса, которая может принимать все типы воздушных судов без ограничений и в сложных метеоусловиях. Увеличились площади стоянок для воздушных судов: вместо одной их стало три.

Аэропорт сегодня во всеоружии, и мы сделаем все возможное для качественного обслуживания воздушного судна.

Конечно же, постоянно работаем по привлечению грузопотоков, в том числе из стран азиатского региона, с дальнейшим транзитом через наш аэропорт в Российскую Федерацию и европейские страны.

***

С недавнего времени структурным подразделением Национального аэропорта Минск является аэродромно-технический комплекс «Орша». Он был введен в эксплуатацию в ноябре прошлого года. Сейчас, по словам Дмитрия Титенкова, происходит обкатка возможностей аэродрома и его взлетно-посадочной полосы на возможность посадки воздушных судов различных типов.

Основным заказчиком авиационной доставки является ООО «Бремино групп». Задача ТЛЦ – оперативно и качественно обслуживать прилетающие в Оршу самолеты с грузом. Для этого на основании предварительной информации от перевозчика о количестве мест, весе и параметрах груза необходимо рассчитать оптимальное количество людей, техники и оборудования, задействованных на обработке доставки.

Если в Национальном аэропорту Минск приоритет отдается регулярным рейсам, которые следуют по расписанию, то в Орше созданы все условия для приема грузовых чартеров. С ноября по декабрь прошлого года через аэродром Орша ООО «Бремино групп» перевезено, а сотрудниками ТЛЦ РУП «Национальный аэропорт Минск» обработано 37,6 тонны груза. За два первых месяца 2021-го этот показатель уже превысил 170 тонн.

Конкурентным преимуществом аэродрома Орша является близость границы с Российской Федерацией. Аэропорт уже заключил дополнительные соглашения к договорам на обслуживание с теми авиакомпаниями, которые периодически выполняют рейсы в Минск. Теперь в случае необходимости они смогут доставлять товар и на аэродром Орша.

 

– Дмитрий Иванович, что вы как руководитель ТЛЦ считаете своей основной задачей?

– Самое главное в нашей работе – надежная техника и обученный персонал. И чтобы люди не болели. Потому что смены оптимально распланированы таким образом, чтобы все выполнялось без сбоев и задержек.

У нас в штате – 60 грузчиков. При приеме они, к слову, проходят очень строгий отбор. Тщательная медкомиссия, поскольку в работе на высоте есть ряд факторов риска. Например, грузчиком в нашем логистическом центре не может трудиться человек с плохим зрением. Да и вообще, это работник с широкими функциями: подогнать технику к воздушному судну, установить спецоборудование, проконтролировать операции, отследить соответствие груза, знать требования по его размещению на борту. Два раза в год грузчики проходят обучение в рамках подготовки к весенне-летней и осенне-зимней навигации. Каждые два года проходят переподготовку по работе с опасными грузами. Кроме того, меняются требования авиакомпаний к перевозке, совершенствуются типы воздушных судов… Словом, процесс обучения идет постоянно. Для подготовки толкового работника требуется много сил и средств.

Какими вам видятся перспективы развития авиагрузоперевозок? Сможет ли авиация в условиях высоких тарифов конкурировать с другими видами транспорта?

– Перспективы, я думаю, достаточно радужные. Гражданская авиация может конкурировать, прежде всего, за счет географии поставок. Не везде можно проехать поездом или автомобилем, проплыть кораблем. Допустим, нужно доставить груз на острова или в ту же Австралию. Во многих случаях авиация вне конкуренции. А самое главное – скорость доставки, когда, например, срочно нужны комплектующие, требуется отправить скоропортящиеся грузы. Если взвесить все за, то по факту получается, что такая услуга не очень и дорогая. В этом плане авиация будет развиваться семимильными шагами.

  • Через Национальный аэропорт Минск, который является основным воздушным портом страны, выполняется до 97% пассажирских и грузовых авиаперевозок. Здесь базируются в том числе грузовые авиаперевозчики «Трансавиаэкспорт», «РубиСтар», «Генекс».

Татьяна АЗАРЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»

 

« »

Читайте также